На прошлой неделе итальянцы, у которых уже началась пора ранних летних отпусков на солнечных пляжах острова Лампедуза, наблюдали за тем, как к острову прибыли 500 нелегальных иммигрантов. Подобно десяткам тысяч своих предшественников, они начали отсюда свою высадку в Европу после длительного путешествия через всю Африку: пробираясь через сурово охраняемые границы, прячась в дюнах Сахары, переходя от одной банды торговцев людьми к другой такой же, лишившись в результате грабежа своего скудного скарба, с которым они начинали путь, пишет Independent.
Большинство из этих людей потратили на дорогу все имевшиеся у них деньги, а зачастую и все семейные сбережения. Тем, кому удалось добраться до этого этапа пути, можно сказать, повезло: за последние 15 лет более двух тысяч человек погибли, пытаясь проникнуть в Европу, продолжает британская газета (полный текст на сайте InoPressa.ru).
Лампедуза - самая южная точка Италии, этот остров расположен на полпути между Мальтой и Тунисом. Местный пейзаж мало привлекателен: скалы, кустарники, заросли юкки и плохо спрятанный мусор. Очень мало от Италии проникло на этот рубеж Средиземноморья, здесь мало что напоминает dolce vita (сладкую жизнь). Однако для тех, кто любит солнце, песок и аквамариновую воду, это не самое плохое место. Сотни итальянцев, особенно из Милана, каждый летний уикенд заполняют направляющиеся сюда самолеты.
Каждое лето этот остров переживает двойное вторжение: с одной стороны - тысячи любителей позагорать, а с другой - тысячи мигрантов, пытающихся сбежать из стран, где их жизнь находится под угрозой, или начать новую жизнь там, где у них будет надежда на достойное будущее. Туристы высаживаются с самолетов, и им тут же открывается вид на центр распределения мигрантов. С одного из популярных пляжей открывается отличный обзор на пирс, где скапливаются лодки иммигрантов. Друг с другом эти два лагеря не контактируют.
Если выйти в море с побережья Ливии и двинуться на север, то Лампедуза будет первой прибрежной полосой, которая встретится на пути. Сегодня, как часто бывает ежегодно, центр распределения близ аэропорта переполнен. Он вмещает в себя не больше 190 человек. Здесь всего восемь туалетов, да и те работают с перебоями. Вновь прибывшим негде спать. Была объявлена чрезвычайная ситуация.
Последним, кто сюда добрался, повезло: погода была хорошая, море спокойное. Однако в совсем недавнем прошлом береговая охрана наблюдала ужасающую сцену: в октябре 2003 года они нашли в открытом море полуразрушенную деревянную рыбачью лодку, где перемешались мертвые и чуть живые, и выжившие звали на помощь. Когда с лодки сняли трупы, под ними оказалась еще живая молодая женщина, которая была без сознания и почти не дышала. 15 человек выжили, 13 погибли, однако выжившие рассказывали, что еще 70 трупов было уже выброшено за борт. В июне того же 2003 года более 200 человек погибли, когда их сильно перегруженное судно пошло ко дну.
Однако Италия замкнула свое сердце для clandestine (нелегалов - прим. ред.). Умберто Босси, глава "Северной лиги", ближайший соратник экс-президента Италии Сильвио Берлускони, сказал о 200 погибших: "Они погибли в дороге, как многие погибают в дорожных происшествиях". Перед этим он говорил об иммигрантских судах: "Я хочу услышать грохот пушек! Иммигрантские лодки надо преследовать во что бы то ни стало. После второго или третьего предупреждения - бум! Стрелять по ним из пушек! Иначе это никогда не прекратится".
Если достаточно долго просидеть на набережной Лампедузы, можно понаблюдать, как имущие и неимущие заходят на пристань: прогулочные яхты выгружают поджаривающихся на солнце отпускников, которые бредут домой после того, как провели день на воде; потом раздается клич: "Еще один!" - и в поле зрения появляется судно береговой охраны, таща за собой очередной груженный доверху баркас с иммигрантами. Служащие береговой охраны в резиновых перчатках и хирургических масках ведут их к сходням, выдают каждому по бутылке воды и тесно рассаживают, чтобы их осмотрел врач. Они страдают от жажды и долгого пребывания на солнце, у них серые лица, их трясет.
Практически такая же сцена разыгрывается в сотнях миль отсюда на Канарских островах, куда за последнюю неделю по морю прибыли почти 100 иммигрантов. На острове Фуэртевентура, расположенном в сутках пути от африканского побережья, виллы британских и немецких туристов выходят на береговую линию, куда постоянно прибывают новые иммигранты. Нередко иммигранты - это последнее, что они хотели бы видеть и о чем они хотели бы думать во время отдыха.