В интернете появилось видеообращение арестованного руководителя Управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями УВД Гомельского облисполкома Александра Малаева к президенту Белоруссии Александру Лукашенко, в котором милиционер просит главу государства защитить МВД от "беспредела сотрудников КГБ", погрязших в коррупции, сообщает Хартыя'97. Эксперты расценивают ситуацию как продолжение противостояния между двумя силовыми ведомствами, а белорусские СМИ размышляют, почему именно сейчас силовики так активно начали антикоррупционные действия друг против друга.
В центре информации и общественных связей КГБ Белоруссии и пресс-группе УКГБ по Гомельской области пока не комментируют видеообращение арестованного сотрудника МВД к Лукашенко. "Не будем ничего обсуждать", - заявил агентству БелаПАН начальник ЦИОС КГБ Валерий Надточаев.
Перманентный конфликт
По мнению самих сотрудников правоохранительных органов, соперничество между сотрудниками КГБ и МВД носит постоянный характер, начавшись еще в советские времена, пишет "Ежедневник". Среди возможных причин соперничества, которую называют специалисты, считается борьба за сферы влияния, которые появились с развитием рыночных отношений в Белоруссии.
Наиболее конфликтной сферой является экономическая безопасность государства, полномочия по защите которой неоднозначно распределены между отдельными подразделениями МВД и КГБ. Дублируя друг друга, эти полномочия тем самым сталкивали и сталкивают лбами сотрудников двух силовых ведомств в их повседневной деятельности. Об этом говорится и в обращении Малаева.
До последнего времени сотрудники двух ведомств умели находить взаимопонимание и ликвидировать назревающие конфликты в корне, но сейчас ситуация, похоже, вышла из-под контроля, замечает издание. Малаев в видеообращении заявляет о "вскрытии коррупционных фактов среди местного чиновничества и сотрудников КГБ", что вызвало недовольство со стороны руководства Комитета госбезопасности. Санкция комитета была следующая: "незаконное (без санкции прокуратуры) проведение оперативных мероприятий в отношении сотрудников КГБ, нацеленные на сбор компрометирующих материалов", утверждает милиционер.
"Охотничье дело"
В то же время руководство КГБ заверяет, что никакого противостояния между силовыми ведомствами не наблюдается, а недовольство сотрудников МВД вызывает обычная борьба с коррупцией в правоохранительных органах, в рамках которой по поручению президента проверяются факты, связанные с незаконной охотой и добычей рыбы. Якобы в этом оказались замешаны некоторые высокопоставленные лица не только МВД, но и исполнительной власти.
В результате проведенных КГБ оперативных мероприятий были задержаны начальник отдела по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями (ОБКиЭП) Жлобинского РОВД Леонид Миненков, начальник УБЭП УВД Гомельского облисполкома Александр Малаев, начальник Главного управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями МВД Виктор Ермаков. Последний, правда, через три дня был отпущен.
По данным издания, в распоряжении КГБ оказались даже фотографии, где высокопоставленные сотрудники МВД и еще ряд высокопоставленных лиц запечатлены на фоне убитой ими рыси, которая, кстати, занесена в Красную книгу Республики Беларусь.
Именно об этом деле 16 апреля и говорил Александр Лукашенко: "Сегодня в Гомельской области по моему поручению завершена проверка так называемого "охотничьего дела", где большие начальники милиции, руководители крупных предприятий поохотились так, что сегодня приходится разбираться в рамках уголовного дела. Не буду забегать вперед, люди об этом узнают, но прощения не будет никому. Хочешь охотиться - охоться. Но у нас есть закон!"
Начало "охоты"
Однако по версии сотрудников МВД, противостояние с чекистами началось у них немного ранее указанных оперативных мероприятий, связанных с незаконной охотой. А полное видеообращение Малаева к президенту милиционеры разместили в интернете с надеждой хоть таким способом донести до Лукашенко свою точку зрения по разгоревшемуся конфликту.
Если верить обращению Малаева, первоначально оперативные мероприятия сотрудники КГБ стали проводить в отношении только начальника ОБКиЭП Жлобинского РОВД подполковника милиции Леонида Миненкова. Поводом для проявления чекистами интереса к подполковнику якобы стала анонимка, поступившая в адрес КГБ. Какие сведения содержались в анонимке, не известно, но сотрудники КГБ подошли к проверке весьма основательно. Из Управления КГБ по Гомельской области в Жлобин в помощь местным сотрудникам были специально командированы около десяти человек.
Тем временем попавший в поле зрения чекистов подполковник Миненков начал ежедневно докладывать руководству Гомельского УВД о том, что чекисты якобы, следуя заранее поставленной цели по компрометации жлобинской милиции, принуждали отдельных граждан к даче заведомо ложных показаний, широко используя в ходе мероприятий угрозы и шантаж.
В свою очередь руководство УВД Гомельского облисполкома доложило об этой ситуации в Минск начальнику ГУБКиЭП МВД Виктору Ермакову и тогда еще первому заместителю министра внутренних дел Анатолию Кулешову. В результате 26 марта в Жлобин были направлены два сотрудника управления собственной безопасности УВД Гомельской области, а также внушительная бригада из 12 оперативников во главе с начальником УБКиЭП Гомельского УВД Александром Малаевым, начальником управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями в стратегических направлениях (УБКиЭП СН) Гомельского УВД Дмитрием Барановым.
Согласно версии милиционеров, им была поставлена задача объективно разобраться в ситуации и выяснить достоверность оглашенных Леонидом Миненковым сведений о противоправных действиях сотрудников УКГБ по Гомельской области.
Война компроматов
Однако выяснилось, что чекисты были прекрасно осведомлены о предпринятых МВД шагах и дали им свою оценку: незаконное (без санкции прокуратуры) проведение оперативных мероприятий в отношении сотрудников КГБ, нацеленные на сбор компрометирующих материалов, чтобы с помощью их остановить проверку, проводимую в отношении начальника ОБКиЭП Жлобинского РОВД Леонида Миненкова и начальника ГУБКиЭП МВД РБ Владимира Ермакова, продолжает издание.
В результате нескольких дней работы милицейских оперативников в Жлобине в их распоряжении оказались 8 официальных заявлений граждан о различных противоправных действиях чекистов. В заявлениях говорилось о принуждении представителей отдельных коммерческих структур к "безвозмездным" пожертвованиям якобы на служебные цели сотрудников КГБ, неоплате счетов при посещении чекистами увеселительных заведений и, самое главное, фактах принуждения жителей Жлобина к даче заведомо ложных показаний в отношении сотрудников МВД.
Кроме этих заявлений, было задокументировано почти 100 листов иной "некрасивой" информации о сотрудниках КГБ. Окрыленные временным тактическим успехом, гомельские милиционеры проинформировали о нем руководство МВД. Для разбирательства в Жлобин дополнительно были направлены сотрудники УСБ МВД, а с ними и представители Генеральной прокуратуры.
Чекисты сделали ответный ход: в охотничьем домике, якобы принадлежащем Миненкову, но оформленного на подставное лицо, были собраны фотографии, свидетельствующие о незаконной охоте высоких чинов МВД. Усилив фотоматериалы собственными комментариями, сотрудники КГБ предоставили соответствующий доклад прямо в Совет безопасности, а тот доложил о ситуации Лукашенко. В результате президентом было дано поручение чекистам провести доскональную проверку указанных фактов.
Но и милиционеры не сидели сложа руки: в Жлобин снова была отправлена оперативная бригада во главе с Малаевым и Барановым. Однако было уже поздно. Случайно или нет, но автором одного из тех показаний, которые сотрудники милиции собрали в свой прошлый приезд, был внештатный сотрудник КГБ. Он предоставил чекистам заявление о том, что пояснения, которые он давал сотрудниками милиции, он дал под воздействием угроз и также в связи с применением к нему физической силы. Якобы Баранов ударил его в грудь при опросе.
На основании данного заявления УКГБ по Гомельской области возбуждает уголовное дело в отношении Баранова. По мнению КГБ, превышение им власти имело своей целью дискредитировать проводимую проверку по фактам незаконной охоты.
Апогей
Рано утром 3 апреля в гостиницу, где остановились оперативники УВД Гомельской области, ворвалось спецподразделение КГБ "Альфа". К счастью, обошлось без вооруженного противостояния представителей двух силовых ведомств, но Баранов был задержан и водворен в СИЗО КГБ.
В результате нанесенного удара опергруппа сотрудников УВД Гомельской области вернулась обратно в Гомель несолоно хлебавши. Однако при помощи тогдашнего прокурора Гомельской области милиционеры сумели взять тайм-аут после такого сокрушительного удара. Уголовное дело в отношении Баранова по требованию прокуратуры было передано для дальнейшего расследования в прокуратуру.
Но КГБ снова делает "ход конем" и 9 апреля возбуждает новое уголовное дело по фактам незаконной деятельности сотрудников милиции в отношении сотрудников КГБ. В этот же день в рамках возбужденного уголовного дела задерживается и помещается в СИЗО КГБ подполковник милиции Леонид Миненков.
Еще через короткое время сотрудниками КГБ был арестован начальник УБК и ЭП УВД Гомельской области Александр Малаев, отстранен от своей должности начальник Главного управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями МВД Виктор Ермаков, а также начальник УВД Гомельского облисполкома Сергей Шутов.
Сотрудники МВД также говорят, что именно из-за этого дела покинул свой пост министра и Владимир Наумов.
Резюме
Сотрудники МВД утверждают, что просто выполняли свою работу, разоблачая коррупционеров среди сотрудников КГБ. Чекисты утверждают прямо противоположное. На данный момент возбужденные уголовные дела по фактам коррупции в обоих ведомствах ведут соответствующие подразделения, которые, однако, по мнению экспертов, являются заинтересованными сторонами и потому не смогут вынести объективной оценки по имевшим место фактам.
Первоначально уголовные дела в отношении высокопоставленных сотрудников МВД были переданы для расследования в Генпрокуратуру, где была создана специальная следственная группа. Но потом произошло непонятное: прокуратура вернула уголовные дела для дальнейшего расследования в УКГБ по Гомельской области, которое является одной из сторон конфликта. Причем сделано это было до указа президента, который устанавливал, что расследование по коррупционным делам ведут те ведомства, которые возбудили уголовное дело вне зависимости от подследственности, установленной УПК РБ.
На каком основании разбирательство было передано заинтересованной стороне, не известно. Но однозначно трудно будет поверить в объективность расследования КГБ, которое разбирается с фактами незаконной деятельности в отношении своих сотрудников, заключает издание.