В Праге вышла книга Петра Лунака "Планирование немыслимого - Чехословацкие военные проекты. 1950-1990", в которой чешский историк открывает некоторые секреты холодной войны. Через 17 лет после падения Берлинской стены Лунак утверждает, что советское руководство в случае войны разрабатывало наступательный план захвата Западной Европы в минимальные сроки. В частности, давало 8 часов на захват Лиона, в случае необходимости разрешало применять ядерное оружие, пишет Le Figaro.
Петр Лунак, состоящий на дипломатической службе в НАТО, основывается на 15 документах из военных архивов бывшей Чехословакии. В 1997 году Чешская республика одна из первых в Восточной Европе рассекретила свои архивы. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).
В этих документах говорится, что чехословацкой армии в случае войны было поручено Советским Союзом осуществить нападение на французскую территорию и захватить Лангр, Безансон, Эпиналь, а затем Лион.
"Вплоть до середины 50-х годов, - объясняет Петр Лунак, - Варшавский договор (военная организация, объединявшая СССР и страны коммунистического блока) делал ставку на оборонительные действия". Его целью был перевод возможного конфликта на территорию западного противника. По мере развития ядерного оружия Москва с союзниками разработала наступательный план захвата Западной Европы".
В соответствии с оперативным планом, датированным 14 октября 1964 года и одобренным тогдашним президентом Чехословакии Антонином Новотным, Москва, по словам Лунака, поставила перед армией ЧССР "амбициозную и трудную" задачу - "нанести поражение западным армиям на юге Западной Германии (ФРГ), чтобы через неделю подойти к французским границам".
После взятия Лиона армией Чехословакии Красная армия должна была подхватить эстафету и дойти до Пиренеев. Обсуждения чешских генералов, документированные в работе историка, показывают, что они считали этот план невыполнимым.
Из документов, кроме того, явствует, что Москва допускала возможность использования ядерного оружия для достижения целей. Обращает на себя внимание отсутствие прогноза по количеству человеческих жертв в результате подобного нападения - констатируется лишь одно: потери Запада должны быть более тяжелыми, чем в советском лагере.
План захвата развалился вместе с СССР
План, по словам Петра Лунака, предусматривавший "130 ядерных ударов для захвата Лиона", просуществовал в неизменном виде до 1986 года, когда бывший человек номер один в Советском Союзе Михаил Горбачев начал так называемую перестройку и приступил к сближению со странами Запада.
Три года спустя советская империя рухнула как карточный домик. Однако от плана не отказались. В 1989 году, после падения коммунизма, он был сведен к двум опциям – наступательной и оборонительной. А в январе 1990 года, уже превратившись в реликвию холодной войны, план был снова переработан по просьбе бывшего диссидента Вацлава Гавела, ставшего президентом Чехии. Наступательная версия, а также упоминание целей в Германии и Франции канули в прошлое.
По мнению Петра Лунака, эти документы показывают истинное лицо советского режима, "разработавшего эту крайне агрессивную стратегию в начале 1960-х годов, несмотря на относительную разрядку напряженности между Востоком и Западом, тогда как НАТО никогда не планировало наземных наступательных операций на территории стран Варшавского договора".
Документы, опубликованные чешским историком, дают основания предположить, что после вторжения войск стран-участниц Варшавского договора на территорию бывшей Чехословакии в 1968 году Советский Союз разместил на территории страны свои ядерные боеголовки. Такое размещение было оговорено в соглашении, подписанном двумя сторонами в 1965 году. "Но у нас нет никаких подтверждений, – уточняет Петр Лунак. - А деятели той эпохи никогда не говорили об этом".