В Узбекистане среди множества мероприятий, ежегодно проводимых в рамках подготовки к таким торжествам государственного значения, как празднование Дня независимости республики, отмечаемого 1 сентября, есть и обязательная "очистка" городских улиц и кварталов от бродячих животных, сообщает агентство "Фергана.news". Ее жертвами становятся сотни собак и кошек, в том числе домашних.
Местные жители рассказывают, что массовое уничтожение животных происходит в городе с начала июля, причем зачастую средь бела дня и на глазах у плачущих детей.
Зоозащитники недоумевают, почему чиновники не создают приюты, которые обошлись бы казне дешевле, чем истребление кошек и собак. Они отмечают, что в "санитарных мероприятиях" участвуют не только службы отлова, но и многочисленные коммунальные предприятия и правоохранительные органы.
Помимо очевидной жестокости в обращении с животными, у такого подхода к "облагораживанию" города есть и другая сторона: собаки и кошки являются в некотором роде санитарами улиц, и их уничтожение чревато увеличением численности крыс, мышей, шакалов, что, впрочем, наблюдается уже сегодня. Загрязненные арыки и каналы узбекской столицы, где беспрепятственно плодятся крысы и мыши, стали рассадниками потенциальной заразы, меньшая из которой - желтуха.
8 июля 2014 года жители махали (квартала) Мовароуннахр Мирабадского района во дворах своих домов насчитали одиннадцать трупов кошек и котят, которых сообща подкармливали годами. На следующий день живодеры жестоко расправились еще с восемью четвероногими любимцами двора: они мучительно долго умирали на глазах у детей, в ужасе умолявших взрослых спасти корчившихся в агонии несчастных животных.
Жильцы вспоминают, как накануне возле многоэтажных домов 89 и 89/2 (улица С.Азимова), 16 и 18 (улица С.Барака) появилась некая "женщина в белом, в маске и перчатках" - якобы с целью санитарной обработки территории. Позже выяснилось, что ее специально вызвала хозяйка одной из квартир, которая сдается в аренду. Председатель махаллинского комитета Карима Очилова, инспектор профилактики опорного пункта милиции З.Мусурмонкулов и председатель ТЧСЖ (товарищества частных собственников жилья) Е.Панова поспешили успокоить людей, заверяя, что "кошек трогать не будут" - дескать, санитарные мероприятия направлены исключительно на уничтожение обитающих в подвалах тараканов, блох и комаров. Как выяснилось, это был обман.
Жители отмечают, что часть животных были хозяйскими, другие кошки жили во дворе много лет и никому не мешали.
Трупы убитых животных несколько дней лежали на земле при 40-градусной жаре - коммунальные службы не сочли нужным их убрать. В свою очередь чиновники проигнорировали требование жителей привлечь к ответственности тех, кто уничтожил животных.
Три года назад правительство Узбекистана приняло постановление "О мерах по совершенствованию деятельности служб, связанных с отловом и содержанием безнадзорных животных", но не все его предписания были выполнены.
Как говорит на условии анонимности источник, близкий к столичному Управлению ветеринарии, это касается, к примеру, требования оборудовать места для цивилизованного содержания отловленных животных и построить крематории для утилизации трупов.
Ташкентские организации, на которые возложено решение этих задач, все еще думают, как найти участок земли, где можно было бы построить первое в стране сооружение для кремации трупов бездомных животных. Причин промедления несколько, главные – острая нехватка средств и нерасторопность хокимиятов (администраций) в выделении земельных участков.
На возведение одного сооружения для утилизации останков животных, по словам собеседника, по самым скромным подсчетам, требуется порядка 40-50 миллионов сумов (примерно 13 300-16 700 долларов), а таких объектов в масштабе страны требуется построить несколько.
"Строительство хотя бы одного приюта для четвероногих бродяг обошлось бы казне в разы дешевле, нежели многосложный конвейер для их уничтожения", - сетует специалист ветуправления.
Постановление обязывало ГУБы и РУБы республики до 2013 года приобрести 146 новых вольеров для содержания отловленных собак и кошек, 97 "удавок", 68 сетей, 6 автомобилей, а также обеспечить занятость не менее 500 новых штатных единиц в системе благоустройства.
На деле за время действия документа в каждый из пунктов отлова завезено по два-три новых вольера, но в большинстве своем они пустуют: бродячих кошек убивают прямо на месте, собаки же становятся предметом коммерческого торга – зачастую их не довозят до пункта назначения, а распродают держателям кафе на "экзотические" блюда. Закупленные автомобили используются для перевозки людей.
Также не соблюдается принцип гуманности, прописанный в документе. Жертв отлова (преимущественно кошек и "нетоварного вида" больных собак), по наблюдениям осведомленных людей, продолжают убивать жестокими способами, например, ударом железного прута между глаз. Как правило, трупы животных, среди которых могут быть и живые, обливают кислотой и закапывают в специальных скотомогильниках – ямах Бекери, существующих еще с советских времен.
Та же картина наблюдалась и сразу после принятия постановления - в 2011 году сайт Uznews.net писал о том, что с начала августа до 4 октября - Всемирного дня защиты животных - в Ташкенте было уничтожено не менее трех тысяч "бесхозяйных" собак и кошек.
Как сообщается, в Узбекистане функционирует единственный частный приют для животных, расположенный в поселке Кибрай Ташкентской области. Он существует исключительно благодаря помощи волонтеров и благотворителей.