Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов примет участие в неформальной встрече глав государств СНГ, посвященной юбилею Содружества, которая состоится в Москве до конца года Не исключено, что на саммите Бердымухамедов поставит свою подпись под соглашением о зоне свободной торговли (ЗСТ), которое его коллеги из стран Содружества подписали 18 октября в Санкт-Петербурге
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов примет участие в неформальной встрече глав государств СНГ, посвященной юбилею Содружества, которая состоится в Москве до конца года
Сайт председателя правительства РФ
 
 
 
Не исключено, что на саммите Бердымухамедов поставит свою подпись под соглашением о зоне свободной торговли (ЗСТ), которое его коллеги из стран Содружества подписали 18 октября в Санкт-Петербурге
Сайт председателя правительства РФ
 
 
 
Отсутствие подписи президента Туркмении под соглашением, которое в СНГ считают знаковым, вызвало различные толки
Сайт председателя правительства РФ

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов примет участие в неформальной встрече глав государств СНГ, посвященной юбилею Содружества, которая состоится в Москве до конца года. Не исключено, что на саммите Бердымухамедов поставит свою подпись под соглашением о зоне свободной торговли (ЗСТ), которое его коллеги из стран Содружества подписали 18 октября в Санкт-Петербурге, сообщает "Независимая газета" со ссылкой на источник в МИД Республике. Эксперты полагают, что ранее ему помешали это сделать энергетические разногласия с РФ, хотя он и нашел способ давления на Кремль совместно с украинским президентом Виктором Януковичем.

Отсутствие подписи президента Туркмении под соглашением, которое в СНГ считают знаковым, вызвало различные толки. Некоторые усмотрели за этим серьезные разногласия Ашхабада с Москвой. Тем более что 18 октября МИД Туркмении выступил с заявлением, в котором подверг острой критике позицию России в отношении энергетической политики Ашхабада.

В заявлении, в частности, отмечается, что "МИД Туркмении выражает недоумение по поводу избранной российскими официальными структурами позиции в отношении сближения Туркмении с Европейским союзом в энергетической сфере", которая выражается в негативных и критических замечаниях в адрес возможных совместных проектов ЕС и Туркмении.

Источник "НГ" отметил, что "Россия сама дала повод для появления таких заявлений". Ашхабад неоднократно приглашал РФ к разработке восточного сектора Каспия, но, не дождавшись ответа Москвы, был вынужден обратиться к азиатским и западным партнерам, а также к строительству трубопроводов "Восток–Запад" и "Транскаспийский".

Россия же, выступая против каспийских проектов, обосновывает свою позицию тем, что без пятистороннего соглашения между всеми пятью прикаспийскими странами Туркмения и Азербайджан не вправе принимать важных решений по таким крупным проектам, как строительство магистрального газопровода, затрагивая крупнейший водоем. Кроме того, Россия манипулирует экологической составляющей вопроса, утверждая, что реализация крупных проектов способна негативно отразиться на состоянии Каспийского моря.

Туркменская сторона аргументы Москвы не считает убедительными и уверена, что Россия попросту не желает экономического усиления и повышения геополитической роли своих соседей и ради этого готова на все. В частности, в Ашхабаде считают неслучайным увеличение группировки российских ВМФ на Каспии двумя современными кораблями – "Татарстан" и "Дагестан", обладающими мощным вооружением. Более того, в туркменской столице обратили внимание на тактические учения группы ракетных кораблей Каспийской флотилии России, которые состоялись на прошлой неделе.

Все эти факторы, по словам источника в Ашхабаде, и привели к тому, что МИД Туркмении вынужден был выступить с упомянутым критическим заявлением в адрес Москвы. В нем подчеркивается, что "осуществление Транскаспийского маршрута диктуется не политической конъюнктурой, не желанием ущемить чьи-то интересы, а объективными потребностями экономического развития страны, реальными взаимными выгодами для всех участников проекта, обоснованными оценками собственной ресурсной базы".

Партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин считает обвинение Ашхабада небезосновательным. По его словам, "нервическое отношение России к Транскаспийскому газопроводу понятно", потому что этот "короткий и дешевый газопровод, ничуть не мешая другим каспийским странам", может лишить "Газпром" части рынка сбыта в Южной и Юго-Восточной Европе, поскольку "Туркмения будет способна по этой трубе поставлять от 20 до 30 миллиардов кубометров газа в год".

Газовая дружба

В сентябре Туркмению посетил украинский президент Виктор Янукович. Его визит наблюдатели оценили как очередной ход в газовом противостоянии с Россией. Напомним, в Ашхабаде украинский лидер пытался договориться с местными властями, также недовольными Москвой, о поставках газа.

Время для визита Януковича было выбрано удачное: Ашхабад дошел до крайней степени недовольства Москвой, которая заключила контракт на выкуп всего туркменского газа, но вместо обещанных 70-80 млрд кубометров газа выкупает 11 млрд. Уже к началу визита украинского президента Ашхабад был готов предоставить Киеву 40-50 млрд кубометров, которые, правда, нужно доставить на Украину. Официально сообщено, что такая доставка будет возможна не ранее 2015 года, когда будет построен терминал по приемке сжиженного газа в Одессе и проложен транскаспийский газопровод до Батуми.

С темой закупки туркменского газа непосредственно связана другая - уменьшение объемов закупки российского газа, писала газета "Сегодня". Как известно, "Газпром" угрожает Украине штрафами, если она будет закупать меньше 33 млрд кубов. Однако, по словам источника в окружении президента, позиции Кремля здесь не так сильны, как это кажется на первый взгляд. Дело в том, что договор "Газпрома" с Туркменией предусматривает точно такие же санкции: или российская компания выкупает положенные 70 -80 млрд кубов туркменского газа, или платит штраф. По умолчанию он не платится, как не платит и Украина, но если Ашхабад истребует все, что ему причитается, "Газпром" окажется не в лучшем положении, чем "Нафтогаз".

Используя этот козырь, Туркмения легко может разорвать свой контракт (сейчас это не делается только потому, что альтернативных покупателей у Ашхабада на севере и западе все равно нет). Более того, если одновременно с этим будет подписан договор на поставку Украине значительных объемов туркменского газа, то Киев в паре с Ашхабадом сможет потребовать нулевого варианта для штрафов. Такой вариант стал бы очень сильным шагом, и шансы на его осуществление есть, предположила газета.

Хотя вариант с газовым контрактом между Туркменией и Украиной может стать реальностью, его осуществление означает углубление конфронтации между Ашхабадом и Киевом с одной стороны и Москвой с другой. И Янукович, и его туркменский коллега Гурбангулы Бердымухаммедов понимают, что такой сценарий - не лучший выход из ситуации. Потому, скорее всего, оба держат в голове запасной вариант: использовать украино-туркменское сближение как козырь для давления на Кремль.