Глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин призвал Японию к использованию "нестандартного подхода" к поиску компромиссного решения вопроса о принадлежности Южных Курил. Как глава администрации президента заявил журналистам в Токио, где ранее он встретился с японским премьер-министром Таро Асо, проблему надо решать в спокойной обстановке, лишенной нервозности.
По словам Нарышкина, встреча была посвящена обсуждению широкого круга двусторонних и многосторонних вопросов, передает ИТАР-ТАСС. Глава администрации президента заявил, что российская сторона удовлетворена уровнем политического диалога, который складывается между нашими странами на самом высоком уровне. Довольна Россия и развитием экономического сотрудничества с Японией в торговой и инвестиционной сферах. Несмотря на влияние мирового экономического кризиса, оно развивается положительно, отметил Нарышкин.
Как отметил руководитель администрации президента, разумеется, в переговорах не был обойден и "самый деликатный вопрос, который находится на повестке дня двусторонних отношений". Как напомнил Сергей Нарышкин, и премьер-министр Японии, и президент России Медведев ранее говорили о необходимости найти такие новые нестандартные подходы, которые бы учитывали позиции двух стран, интересы и мнения общественности. В чем заключается нестандартность подхода, по-прежнему не ясно.
По словам Нарышкина, такой диалог идет, и его нужно вести в "спокойной творческой атмосфере". "Поиск нестандартного подхода должен идти в спокойной обстановке, не вызывая негативной реакции у одной из сторон определенными политическими заявлениями или даже решениями", - заявил глава администрации президента.
По мнению Сергея Нарышкина, нервозность одной из сторон, которая может быть вызвана или вызывается резкими политическими заявлениями и решениями, вызывает желание сделать паузу, остановиться и внимательно подумать. Однако этот политический диалог не терпит длинных пауз, нужно кропотливо и очень спокойно искать компромиссные решения, считает российский представитель.
Напомним, что президент России Дмитрий Медведев и японский премьер Таро Асо на встрече в Южно-Сахалинске 18 февраля высказались за проведение переговоров о мирном договоре на основе нестандартных подходов. Было решено продолжить этот диалог и на новой встрече лидеров двух стран, которая состоится в июле в Италии в рамках саммита "восьмерки".
В апреле спецпредставитель правительства Японии по проблеме "северных территорий" Сиотаро Яти предложил поделить Южные Курилы поровну с Россией, на что Таро Асо заявил, что позиция Японии не изменилась, и она по-прежнему ждет возвращения всех Южных Курил.
Недавно в Токио пошли на обострение отношений с РФ в связи с этой проблемой. В конце мая премьер-министр Таро Асо назвал Южные Курилы "незаконно оккупированными территориями". "Четыре северных острова, - пояснил тогда премьер, - никогда не были иностранной территорией, это исконные японские земли. Более 60 лет они находятся под незаконной оккупацией, что вызывает крайнее сожаление".
В середине июня нижняя палата парламента Японии приняла законопроект, где эти острова провозглашаются "исконными японскими территориями".
Законопроект, по замыслу его авторов, призван содействовать скорейшему возвращению принадлежащих Японии четырех островов и активизировать общенациональное движение в защиту этого предложения. Предполагается, что документ приобретет юридическую силу уже в течение текущей парламентской сессии, которая завершается 28 июля.
Южные Курилы отошли России по итогам Второй мировой войны. Японцы начали требовать вернуть острова в 50-х годах XX века. Как считает Токио, Россия незаконно оккупирует четыре острова - Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу более мелких и ныне необитаемых островов, которую японцы называют Хабомаи. В 1956 году СССР выразил готовность передать Токио Шикотан и Хабомаи после подписания мирного договора по итогам войны. Однако Токио отказался, настаивая на возвращении всех Южных Курил целиком.
Из-за этой территориальной проблемы между Россией и Японией до сих пор не заключен мирный договор. Потеря островов будет означать для России утрату важного транспортного коридора, дающего выход в Тихий океан.