Фотокорреспондентка Линси Аддарио, одна из освобожденных в Ливии журналистов газеты The New York Times, рассказала, что ей пришлось пережить, находясь под арестом в расположении ливийской армии Четверо журналистов из США были задержаны в ходе вооруженного столкновения в западной части Ливии на прошедшей неделе
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Фотокорреспондентка Линси Аддарио, одна из освобожденных в Ливии журналистов газеты The New York Times, рассказала, что ей пришлось пережить, находясь под арестом в расположении ливийской армии
Reuters
 
 
 
Четверо журналистов из США были задержаны в ходе вооруженного столкновения в западной части Ливии на прошедшей неделе
Reuters
 
 
 
21 марта их освободили при содействии турецких дипломатов и вывезли в соседний Тунис
Reuters

Фотокорреспондентка Линси Аддарио, одна из освобожденных в Ливии журналистов газеты The New York Times, рассказала, что ей пришлось пережить, находясь под арестом в расположении ливийской армии. Аддарио заявила, что в плену подвергалась грубому обращению, кроме того, военные постоянно пугали, что убьют ее. Каждый день к ней приходили солдаты и говорили, что "вечером она умрет", пишет The New York Times.

Четверо журналистов из США были задержаны в ходе вооруженного столкновения в западной части Ливии на прошедшей неделе. Среди них были репортер Энтони Шадид, фотографы Тайлер Хикс и Линси Аддарио, а также репортер и видеооператор Стивен Фаррелл, который в 2009 году в Афганистане побывал в плену у талибов и был освобожден британскими спецназовцами.

21 марта их освободили при содействии турецких дипломатов и вывезли в соседний Тунис.

Журналисты въехали в Ливию из Египта без виз и исчезли. Впоследствии выяснилось, что их задержали в городе Адждабия. Ливийские власти заявили, что если пропавшие журналисты окажутся в их распоряжении, то будут найдены и отпущены на свободу невредимыми.

Журналисты рассказали, что в прошлый вторник собирали данные о боях под Адждабией. Найдя обстановку слишком опасной, они решили уехать, но их местный водитель без предупреждения привез их на армейский пост. Когда они осознали, что у них проблемы, было слишком поздно. Они кричали водителю, чтобы он продолжал ехать и не останавливался, но он остановился на посту. Но если бы Мохамед Шаглуф, о судьбе которого нет сведений, не остановился, солдаты открыли бы огонь по машине. Так или иначе, солдаты распахнули дверцы машины так быстро, что журналисты даже не успели сообразить, что им следовало бы убежать.

Но когда солдаты стали вытаскивать их из машины, по посту открыли огонь боевики антиправительственных отрядов, и в суматохе журналисты ринулись бежать, укрывшись от огня за каким-то домиком. Но далеко они не ушли: переждав обстрел, солдаты подошли к ним, приказали вывернуть карманы и лечь на землю.

Один из солдат сказал: "Расстреляй их". Энтони Шадид, понимающий по-арабски, попрощался было с жизнью. Но другой солдат ответил: "Нет, это американцы. Мы не можем их расстрелять". Тогда они связали задержанных подручными материалами. Например, Аддарио связали руки шнурками ее же ботинок. Один из них ударил женщину по лицу, а когда она заплакала, солдаты засмеялись. Кто-то схватил ее за грудь. "Меня много лапали", - рассказала она, утверждая, что каждый мужчина старался ощупать все не прикрытые одеждой части ее тела.

Солдаты держали журналистов в Адждабии до тех пор, пока бои в этом городе не утихли. Затем они поместили задержанных в автомобиль и вывезли из города. Один грозил Хиксу, что обезглавит его. Другой гладил Аддарио по голове и ласково приговаривал: "Ты умрешь сегодня вечером... Ты умрешь сегодня вечером".

Машина несколько раз останавливалась на блокпостах, каждый раз солдаты на этих постах били пленников прикладами по спине. Первую ночь задержанные провели в машине. Вторую ночь - в тюремной камере. В их распоряжении имелись лишь грязные матрацы, канистра питьевой воды и бутылка, чтобы справить нужду.

На третий день пленников отправили на аэродром. Энтони Шадид разобрал из разговора между солдатами, что их отправят куда-то на самолете. Им завязали глаза, крепко связали руки за спиной и отправили на самолете в Триполи. В столице их передали представителям министерства обороны. Там их поместили в некое убежище, где обращались с ними уже хорошо и даже позволили позвонить по телефону.

Переговоры об освобождении шли с большим трудом. Начало авиаударов затруднило передачу журналистов дипломатам.

По данным Комитета по защите журналистов, 13 работников СМИ задержаны властями или пропали без вести. Это четыре сотрудника арабского телеканала Al-Jazeera, два - AFP, один - Getty Images, а также шесть ливийских журналистов. Два сотрудника СМИ погибли - один ливиец и один сотрудник телекомпании Al-Jazeera.