Жители Кубы в эти дни празднуют 150-летие со дня появления в стране уникальной профессии - чтец на табачной фабрике В настоящее время на Кубе профессиональными чтецами на табачных фабриках трудятся более 300 человек, которые являются государственными служащими
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Жители Кубы в эти дни празднуют 150-летие со дня появления в стране уникальной профессии - чтец на табачной фабрике
Global Look Press
 
 
 
В настоящее время на Кубе профессиональными чтецами на табачных фабриках трудятся более 300 человек, которые являются государственными служащими
Global Look Press
 
 
 
Крутильщик сигар выражает свое одобрение или протест читаемым с трибуны материалам при помощи используемого им в работе полукруглого ножа "чавета": удар плашмя по столу означает признак одобрения, удар лезвием - протест
Global Look Press

Жители Кубы в эти дни празднуют 150-летие со дня появления в стране уникальной профессии - чтец на табачной фабрике. В связи с круглой датой кубинское правительство обратилось в ЮНЕСКО с предложением внести эту профессию в Список всемирного нематериального культурного наследия, пишет местное издание 5 de Septiembre.

Еще три года назад председатель Национального совета культурного наследия Кубы Гладис Кольясо на заседании представителей профсоюзных организаций работников табачной промышленности объявила о том, что многолетняя традиция чтения книг, журналов или газет для крутильщиков знаменитых сигар (торседоров) была признана национальным культурным достоянием.

По ее мнению, работа чтецов на фабриках по ручному изготовлению сигар на протяжении 150 лет является наглядной демонстрацией постоянного культурного диалога между рабочими табачной индустрии и обществом. В свою очередь, глава Союза писателей Кубы Мигель Барнет тогда отмечал, что страсть великих литературных произведений навсегда осталась запечатленной в неповторимых ароматах кубинского табака. Он уверен, что придет день, когда эта традиция будет объявлена нематериальным достоянием всего человечества.

Принято считать, что обычай читать в залах для скрутки сигар возник 21 декабря 1865 года на кубинской фабрике El Figaro. По одной из версий, инициатива принадлежала торседору из Испании Сатурнино Мартинесу. По всей видимости, идея была заимствована у средневековых монахов, которые читали братьям Библию или другие священные тексты во время их трапезы. Торседоры же слушали великие литературные произведения Виктора Гюго, Уильяма Шекспира, Александра Дюма. Именно им обязаны своим названием такие знаменитые марки сигар как "Ромео и Джульетта", "Монтекристо".

Первоначально чтение книг, журналов или газет не было специальной профессией, и крутильщики сигар сами выбирали людей на эту должность из своих коллег. Чтецом становился тот, кто обладал лучшей дикцией, голосом и, конечно же, умел читать. Торседоры платили ему из собственных средств. Чтец проходил испытательный срок в течение месяца.

Позднее, в 1886 году, испанский колониальный генерал Франциско Лерсунди запретил чтение на табачных фабриках, мотивируя это тем, что слушание текстов отвлекает рабочих от производства качественных сигар и снижает дисциплину. Но уже к 1900 году традиция была восстановлена. С появлением радио профессия чтеца для торседоров несколько изменилась: теперь радиовещание чередовалось с "живыми эфирами" со специальной трибуны.

Впрочем, эта традиция не всегда пользовалась должной поддержкой - вскоре после своего возникновения у нее возникла мощная оппозиция в лице владельцев фабрик и местных СМИ, которые пытались минимизировать образовательную функцию подобных чтений, отмечают журналисты портала Buena Latina.

Писатель Хосе Пердомо заявлял, что чтения на табачных фабриках "были не только эстрадой, с которой звучали тексты журналов и газет, - это был голос свободы, храм идеалов рабочего класса". "Пролетарии яростно защищали его и поддерживали на свою заработную плату", - добавлял он.

23 ноября 2012 года в ходе церемонии признания традиции объектом национального наследия кубинской нации этнолог Мигель Барнет признал ее высокую культурную ценность. Он также отметил, что чтения произведений великих авторов позволили добиться высочайшего качества табака. "Работники никогда не смотрят на чтеца", - добавил Барнет. "Они вкладывают в табак частичку той увлеченности, с которой слушают его, тех приключений, которые переживают, и своих мечтаний", - пояснил он.

В настоящее время на Кубе профессиональными чтецами на табачных фабриках трудятся более 300 человек, которые являются государственными служащими. Они читают тексты вслух всего 90 минут в день, а остальную часть рабочего дня отводят для подготовки материалов на следующую читку и обсуждение с рабочими озвученных текстов и тем.

Сегодня в зале торседоров можно услышать не только литературные произведения, но и кулинарные рецепты из поваренной книги, советы сексологов, гороскопы. Крутильщик сигар выражает свое одобрение или протест читаемым с трибуны материалам при помощи используемого им в работе полукруглого ножа - "чаветы": удар плашмя по столу означает признак одобрения, удар лезвием - протест.

Как отмечают в кубинском правительстве, для более 50 тысяч рабочих табачных фабрик именно чтецы являются главным источником получения информации.