На саммите Россия-ЕС из-за вето Польши не удалось достичь консенсуса по запуску переговоров о новом Соглашении о партнерстве между Россией и Евросоюзом. Об этом заявил на пресс-конференции по итогам саммита премьер-министр Финляндии Матти Ванхонен.
По его словам, усилия по достижению договоренности о начале переговоров будут продолжены. "Мы все согласились, что это не последняя возможность. Финляндское председательство (Финляндия сейчас председательствует в ЕС - прим. NEWSru.com) продолжит усилия по окончанию работы над мандатом", - сказал Ванхонен на пресс-конференции по итогам саммита в Хельсинки в пятницу.
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу выразил сожаление в связи с тем, что не удалось начать переговоры о новом соглашении, но выразил уверенность, что "этот процесс будет запущен", передает "Интерфакс". Говоря о запрете поставок мяса из Польши, что стало основным препятствием на пути начала переговоров, Баррозу заявил: "Мы просили Россию снять эмбарго. Считаем, что проблема может и должна быть решена в ближайшее время". Баррозу предложил обсудить эту проблему в трехстороннем формате - Москва-Варшава-ЕС. По словам Баррозу рассматривает это эмбарго "как непропорциональную меру".
Подводя итоги саммита, президент России Владимир Путин выразил по поводу срыва начала переговоров сожаление. Евросоюз, отметил он, "пока не выработал единой позиции по данному вопросу", передает ИТАР-ТАСС. Россия же со своей стороны "подтверждает готовность к началу переговоров", сказал президент на итоговой пресс-конференции в Хельсинки.
В любом случае, считает Путин, их отсрочка "не скажется негативно на всем комплексе наших отношений с ЕС, которые опираются на Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, чье действие мы можем продлевать ежегодно". "Никакого правового вакуума в наших отношениях не наступает. Россия готова внести свой вклад в достижение этой цели", - заключил он.
По словам Путина, России и Евросоюзу "удалось достичь весьма позитивных результатов в выполнении "дорожных карт" по формированию четырех общих пространств (экономики, свободы безопасности и правосудия, внешней безопасности, гуманитарного – прим. ред.)". Путин заявил, что формирование четырех пространств идет "активно и системно". "С учетом такой динамики сотрудничества предлагаем провести новую встречу правительства РФ и комиссии Евросоюза уже в феврале 2007 года", - сказал Путин.
В свою очередь Польша заявила о возможности снять в течение нескольких дней вето на переговоры ЕС с Россией. "Не будем скрывать, что до четверга наш сценарий состоял в том, чтобы вырвать договоренность до встречи в верхах (саммит РФ-ЕС в пятницу в Хельсинки - ИФ), - сказал в пятницу советник президента Польши Анджей Кравчик в эфире польского государственного радио. - Мы разочарованы тем, что это не удалось".
В то же время премьер-министр Польши Ярослав Качиньский в пятинцу заявил, что Польша не снимет вето на начало переговоров по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией.
Он возложил на председательствующую сейчас в ЕС Финляндию и на Брюссель ответственность за польское вето на начало переговоров с Россией. "Мы приняли предложение Финляндии относительно декларации, которая дает право каждой из сторон в любой момент прервать переговоры между ЕС и Россией. Но когда мы обратились за письменным подтверждением, нам отказали. Речь шла об устной договоренности, у которой нет подтверждения", - заявил Качиньский на пресс-конференции в пятницу.
По словам Качиньского, Варшава с самого начала информировала ЕС о проблеме с российским эмбарго на поставку сельхозпродукции. "Мы говорили об этом с финнами, и другими нашими европейскими партнерами, такими как Германия, но ЕС решился вмешаться очень поздно", - заявил глава польского правительства.
Он сказал, что Варшава также с самого начала настойчиво призывала Россию ратифицировать Энгергетическую хартию, но затем Польша изменила позицию для того, чтобы значительно сблизить ее с той, которая была выдвинута председательствующей в ЕС Финляндией.
Польша 13 ноября заблокировала предоставление Европейской Комиссии мандата на переговоры с Россией, требуя от Москвы снятия ограничений на польский сельскохозяйственный импорт и ратификации Европейской энергетической хартии. Позднее последнее требование под уговорами руководства ЕС было снято.