Почти три четверти населения ФРГ, а именно - 74%, выступили против создания в странах Восточной Европы постоянных военных баз НАТО под предлогом угрозы со стороны России, сообщает Reuters со ссылкой на результаты соцопроса.
Польша, Эстония, Литва и Латвия, бывшие страны советского блока, громче всех требовали жестких санкций в отношении России из-за присоединения Крыма и выражали озабоченность по поводу собственной безопасности, напоминает агентство. Они рассчитывают на западных военных союзников и в ряде случаев одобряют постоянное присутствие НАТО. Так, премьер-министр Эстонии Таави Ройвас на прошлой неделе сказал Reuters, что Запад должен "открыть глаза" на угрозу.
Вместе с тем Россия является важным торговым партнером Германии, поставщиком трети от потребляемых объемов газа, что несколько связывает руки канцлеру Ангеле Меркель. Кроме того, немцы, очевидно, испытывают отвращение к использованию военной силы для разрешения внешнеполитических проблем.
По данным опроса, который в Германии по запросу журнала Internationale Politik проводил исследовательский институт Forsa, идею разместить в Восточной Европе войска НАТО поддержали только 18% немцев. Особенно высокий протест противников создания новых баз Альянса оказался на территории бывшей ГДР.
Подобные настроения имеют место и в Нидерландах. Так, "Интерфакс" приводит следующую цитату из голландских СМИ: "Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер прав, когда говорит, что безопасность в Европе может быть только с Россией, а не против России. Но это не значит, что российскую агрессию можно просто так принять. Поведение России по отношению к Украине ознаменовало собой сдвиг, и возникающий в связи с этим ущерб нельзя недооценивать при составлении повестки дня".
А издание NRC Handelsblad заключает: "НАТО может ясно дать понять Москве, что в совершенно изменившейся ситуации больше не чувствует себя связанной обещанием не строить постоянные военные базы в странах бывшего Восточного блока. США и ЕС могут объявить новые, более жесткие санкции. Правда, это потребует от Запада более высоких затрат. Но сейчас на карту поставлены мир и стабильность в Европе, а также формы и пути дальнейшего развития России. И это должно перевешивать чашу весов".
НАТО пока не в состоянии принять долгосрочную стратегию в отношении Москвы, полагает эксперт
Эксперт Карнеги Европа Джуди Демпси полагает, что для продвижения на Восток НАТО придется преодолеть сопротивление со стороны стран Западной Европы. По ее мнению, решающим станет саммит Альянса в Уэльсе, который должен пройти в сентябре 2014 года.
Присоединение Крыма и вмешательство России в ситуацию в восточных регионах Украины потрясло НАТО, отмечает Демпси. События украинского кризиса поколебали веру в то, что после распада Советского Союза в 1991 году Альянсу можно не опасаться угрозы с Востока. Теперь восточные страны - Польша, Румыния, страны Балтии - чувствуют себя уязвимыми. Они ощущают, что Москва пытается изменить сложившиеся после холодной войны геополитические очертания Европы.
Эксперт отмечает, что страны-участницы НАТО воспринимают потенциальную угрозу по-разному. Так, точка зрения Польши и Прибалтики радикально отличается от позиций Испании, Португалии, Греции и других государств. Первые видят главного противника в России, тогда как вторые озабочены вопросами безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. "Украина, откровенно говоря, имеет мало отношения к нам. Это слишком далеко. Кроме того, мы не воспринимаем Россию как угрозу", - цитирует эксперт испанского чиновника.
НАТО пока не в состоянии принять решение о долгосрочной стратегии в отношении России, полагает эксперт. Члены Альянса колеблются между сдерживанием и изоляцией. Страны Восточной Европы полагают, что развертывание постоянных военных баз обеспечит их безопасность и не позволит России угрожать им. Тогда как некоторые страны не намерены выбрасывать в мусорное ведро все те усилия, которые прилагались в последние годы для налаживания отношений с Москвой. В первую очередь, полагает эксперт Карнеги Европа, против изоляционистской политики будет выступать Германия.
Германию подталкивают к более решительной внешней политике под угрозой глобального политического кризиса
Тем временем германские политики рассуждают о том, что Берлину стоит проводить более решительную и конкретную внешнюю политику, пишет Internationale Politik, приводя высказывания президента страны Иоахима Гаука, министра иностранных дел Франка Вальтера Штайнмайера и главы Минобороны Урсулы фон дер Лайен.
В течение долгого времени Германия оставалась во внешнеполитической зоне комфорта, рассуждает издание, и могла позволить себе сосредоточиться на экономических вопросах и международной торговле. После падения Берлинской стены и окончания конфронтации Востока и Запада путь казался прямым и ясным. Но вместе с балканскими войнами на карту Европы вернулись национализм, этнические чистки, геноцид и вооруженные конфликты. "Мы потеряли внешнеполитическую невинность за последние 25 лет", отмечает Internationale Politik.
Теперь, пишет журнал, остальная часть мира, и в первую очередь союзники, хотели бы понимать, что ожидать от Германии. Министр иностранных дел Польши Радек Сикорский даже сказал: "Сегодня я боюсь немецкой силы меньше, чем немецкого бездействия".
Издание категорически высказывается за большую самостоятельность и активность ФРГ во внешнеполитических вопросах. "Кризисы развиваются быстрее, чем возможности антикризисного управления. Сейчас, например, Совет Безопасности ООН оказался парализован новой напряженностью в отношениях между Россией и США", - говорится в статье. Это грозит новой фрагментацией международной политики, развалом мирового сообщества на соперничающие группировки. Спустя 100 лет после начала Первой мировой войны мы вновь сталкиваемся с тревожными перспективами, отмечает немецкое издание, называя восточную политику ЕС "нерешительной и наивной".
Напомним, сегодня в Брюсселе проходит встреча глав МИД стран-участниц НАТО. Как заявил журналистам в преддверии встречи генсек Альянса Андерс Фог Расмуссен, министрам предстоит решить, каким образом оказывать помощь Украине и что делать с Россией, которая, по его мнению, никак не демонстрирует готовность выполнять свои международные обязательства.