В Берлине арестован штатный убийца 'Штази' Юрген
 
 
 
В Берлине арестован штатный убийца 'Штази' Юрген
RTV International

Это одна из самых темных глав в истории ГДР: Во время холодной войны "Штази" не боялась убивать неудобных земляков - даже на Западе. Несколько сенсационных случаев смерти до сего дня остаются невыясненными. А сейчас установлен человек, который предположительно был членом такой команды килеров, сообщает сегодня Die Welt (перевод на сайте Inopressa.ru).

Юрген Г. из Бранденбурга, которого подозревают в том, что он осуществлял заказные убийства, молчит. Как подозревает генеральная прокуратура, он с 1976 по 1987 год убил несколько противников режима как на Востоке, так и на Западе. На это он ничего не отвечает. Но у следователей крепнет убеждение, что Юрген Г. - один из долго разыскиваемых заказных убийц министерства госбезопасности ГДР (МГБ). В высших кругах германских спецслужб говорят, что арест 53-летнего Юргена Г. - это начало новых открытий в деятельности МГБ

По информации издания, арест Юргена Г., возможно, связан с таинственными случаями смерти в отделении Коммерческой координации (KoKo) и фирмах, принадлежавших СЕПГ. В секретном докладе следственной комиссии бундестага о деятельности главы KoKo Александера Шальк-Голодковского в 1994 году говорится, что несколько человек, бежавших из ГДР, которые предложили свои услуги западногерманскому Ведомству по охране конституции (BfV), перед объединением Германии погибли при невыясненных обстоятельствах. "За этими случаями, вероятно, стоят спецслужбы", - говорится в докладе.

В документе фигурируют подозрительные "самоубийства" сотрудников внешнеторговых организаций ГДР и еще восемь странных смертных случаев. Так, в 1982 году после ужина с руководством СЕПГ в результате остановки сердца в туалете гостиницы Stadt Leipzig умер Карл-Хайнц Нецель, директор фирмы Intema, принадлежащей СЕПГ. Вызывает сомнения и "самоубийство" главы фирмы Metama (тоже принадлежавшей СЕПГ) Петера Брунса, случившееся в 1982 году. Странной кажется также остановка сердца у наследника Нетцеля в фирме Intema, Фрица Йона Бруна, которая произошла в Восточном Берлине в гостинице Metropol.

Не выяснены до сих пор обстоятельства предполагаемого убийства Уве Хармса в 1987 году в Гамбурге, который был директором фирмы СЕПГ Ihle. Его труп был найден в пластиковом мешке. 18 марта 1988 года Манфред Пулицер умер на Лейпцигской ярмарке. Он с 1982 по 1986 год был генеральным директорм фирмы Asimex. Клаус-Дитер Кранц, владелец фирмы Humedia, которая с 1987 по 1988 год вела дела с фирмой BIEG, принадлежащей KоKо, 21 марта 1988 был найден мертвым в своем офисе. В марте 1989 года австрийский коммерсант Херберт Рублер был найден мертвым в Palasthotel в Восточном Берлине. МГБ подозревало, что он является двойным агентом. Как следует из доклада "Штази", он умер в гостиничном номере при падении от удара головой о край ванны. Однако другие источники указывают на инфаркт как на причину смерти. Есть много вопросов и в случае западногерманского коммерсанта Хорста Боссе, который погиб 13 марта 1972 года на автобане под Готой, когда он ехал на Лейпцигскую ярмарку. Есть подозрения, что Босс погиб не в результате несчастного случая, а секретной операции МГБ.

Известнейший случай, в котором уже давно предполагается след МГБ, это смерть сбежавшего на Запад восточногерманского футболиста Лутца Айгендорфа, последовавшая в 1979 году. Он погиб через четыре года после своего бегства в результате автомобильной катастрофы. Сейчас предположения, что за этой смертью стояла "Штази", получат новые обоснования. Однако в этом деле указаний на участие Юргена Г. до сих пор нет.

Данные о том, что ГДР в случае необходимости устраняла "врагов" путем убийств, имеются даже во внутренних материалах МГБ. Как утверждается в изданной в ГДР книге под названием "Спецкоманды на невидимом фронте", рабочая группа AGM/S занималась активной подготовкой "чекистских" подпольных бойцов. Эти команды - как подтверждают бывшие сотрудники "Штази" - планировали мероприятия в военных и гражданских учреждениях на Западе.

За год до падения Берлинской стены AGM/S превратилось в подразделение, которое в случае напряжения обстановки должно было готовить и осуществлять теракты. По имеющимся у нашей газеты сведениям, для этого были приобретены легкие пулеметы, ручные гранаты, минометы и снайперские винтовки.