В Литве началось рассмотрение масштабного дела о трагических событиях в Вильнюсе в январе 1991 года, когда в ходе массовых столкновений погибли 14 человек В настоящее время россиянин проживает в Вильнюсе. Во время советской агрессии в январе 1991 года Иванов был начальником службы ракетно-артиллерийского вооружения 107-ой мотострелковой дивизии
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В Литве началось рассмотрение масштабного дела о трагических событиях в Вильнюсе в январе 1991 года, когда в ходе массовых столкновений погибли 14 человек
© РИА Новости / И. Носов
 
 
 
В настоящее время россиянин проживает в Вильнюсе. Во время советской агрессии в январе 1991 года Иванов был начальником службы ракетно-артиллерийского вооружения 107-ой мотострелковой дивизии
Global Look Press
 
 
 
"Я был просто невольным свидетелем тех событий. Самостоятельно я никаких решений принимать не мог", - заявил обвиняемый
© РИА Новости / Улозявичюс Аудрюс

В Литве началось рассмотрение масштабного дела о трагических событиях в Вильнюсе в январе 1991 года, когда в ходе массовых столкновений погибли 14 человек. Один из многочисленных обвиняемых, гражданин России Геннадий Иванов заявил о своей невиновности в зале суда.

В настоящее время россиянин проживает в Вильнюсе. Во время советской агрессии в январе 1991 года Иванов был начальником службы ракетно-артиллерийского вооружения 107-й мотострелковой дивизии, сообщает Delfi. По его словам, он был лишь очевидцем столкновений 13 января 1991 года в столице Литвы. "Я был просто невольным свидетелем тех событий. Самостоятельно я никаких решений принимать не мог", – заявил обвиняемый.

Иванов также рассказал журналистам, что после январских событий вернулся в часть и, оценив ситуацию, написал рапорт об увольнении с военной службы. Кроме того, обвиняемый сообщил, что сотрудничал с правоохранительными органами при расследовании дела.

На суде Иванов заявил, что родился в 1951 году в России, а в настоящее время проживает в Вильнюсе. Чтобы обеспечить участие россиянина в процессе, у него забрали документы.

Кроме того, на скамье подсудимых присутствовал арестованный в Литве гражданин РФ Юрий Мель. По данным прокуроров, россиянин находился в одном из советских танков во время штурма Вильнюсской телебашни. Иванов заявил, что Меля не знает, не был с ним знаком, никогда с ним не встречался и не знает, виновен ли он.

Обвиняемыми по делу проходят 65 человек

Однозначного взгляда на события января 1991 года в Вильнюсе по-прежнему нет. Верховный Совет Литвы 11 марта 1990 года объявил о восстановлении независимости республики, но власти СССР назвали это решение противоречащим конституции, после которого протестное настроение в республике только крепло. В результате в ночь на 13 января 1991 года при штурме советскими военными подразделениями Вильнюсской телебашни и здания Телерадиокомитета погибли 14 мирных граждан и один сотрудник КГБ.

По версии советских властей, армия атаковала вильнюсский телецентр в ответ на просьбу Комитета национального спасения – организации, созданной центральным комитетом Литовской коммунистической партии. Войска заняли телевышку и телерадиопередающий центр, однако встретили сопротивление демонстрантов и не сумели захватить здание парламента.

Расследуя трагические события, литовские власти объявили в международный розыск около 80 человек  – граждан России, Белоруссии и Украины, находящихся за пределами Литвы. Выдан европейский ордер на их задержание.

Дело о событиях в Вильнюсе состоит из 709 томов. Один только обвинительный акт включает 13 томов. Обвиняемых будут защищать более 60 адвокатов.

Ранее представитель суда в Вильнюсе Вайда Битауте сообщила ТАСС, что подозреваемыми по делу проходят 65 человек, потерпевших – около 500, опросить предстоит примерно тысячу свидетелей. Всех подозреваемых, кроме Иванова и Меля, будут судить заочно. Многие из них проживают в России, отмечает Delfi. Среди обвиняемых – бывший министр обороны СССР Дмитрий Язов.

Фигурантов дела обвиняют в запрещенном международным правом обращении с людьми, убийстве лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права, нанесения увечий, пыток лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права, или любом ином нечеловеческом поведении с ними или нарушении целостности их имущества, применении запрещенного военного штурма, использования запрещенных военных мер.