Известная американская правозащитная организация подает во вторник иск в уголовный суд Карлсруэ (Германия), обвиняя министра обороны США Рамсфельда и еще девять должностных лиц США в совершении военных преступлений и нарушении норм международного права в Ираке.
Заявление в федеральную прокуратуру в Карлсруэ направлено против министра обороны Дональда Рамсфельда, бывшего шефа спецслужб Джорджа Тенета, против генерала Рикардо Санчеса и еще семи функционеров из армии и правительства США, пишет Frankfurter Rundschau (перевод на сайте Inopressa.ru).
В связи со скандалом в тюрьме "Абу-Грейб" Центр защиты конституционных прав обвиняет их в совершении военных преступлений, а также в нарушении норм международного права и Конвенции ООН о пытках. Одновременно Центр представляет интересы заключенных базы Гуантанамо.
"Власти США не принимают никаких видимых мер, чтобы призвать к ответу лиц, ответственных за пытки в тюрьме "Абу-Грейб", - таким образом американский адвокат США и президент Центра Майкл Ратнер обосновывает решение о подачи иска в суд в Германии.
Несмотря на "заслуживающие доверия сообщения" о том, что мучения "непосредственно или косвенно были одобрены высшими лицами правительства США", армия рассматривает их как действия отдельных садистов. Международное право находится на уровне, когда самое могущественное государство мира претендует на особые привилегии для себя, сказал Ратнер. Если эти очевидные нарушения международного права останутся безнаказанными, нам грозит "возврат к средневековью", утверждает он.
Американские юристы опираются на германский уголовный кодекс, согласно которому военные преступления, преступления против человечности и геноцид могут преследоваться даже в том случае, если в них не замешан ни один немец и если они произошли не на территории Германии.
"В этом смысле германское право впереди большинства стран", - говорит Петер Вайс, вице-президент Центра. Поскольку американское правосудие спасовало перед расследованием событий в "Абу-Грейб", а Вашингтон не признал Международный уголовный суд, было принято решение положиться на национальное уголовное право.