Новый президент Франции Николя Саркози намерен представить европейцам проект Средиземноморского союза на саммите ЕС в июне
 
 
 
Новый президент Франции Николя Саркози намерен представить европейцам проект Средиземноморского союза на саммите ЕС в июне
Reuters

Новый президент Франции Николя Саркози намерен представить европейцам проект Средиземноморского союза на саммите ЕС в июне. "Сегодня мы сделаем для Средиземноморского союза то же самое, что было сделано 60 лет назад для Европейского союза", - говорит Саркози. В Португалии, Испании, Италии и на южном побережье Средиземного моря идея французского президента вызвала интерес, в Брюсселе - многочисленные сомнения, пишет Le Temps.

Издание напоминает, что об этом проекте Средиземноморского союза Саркози говорил еще в феврале в Тулоне, во время избирательной кампании, затем в Монпелье, между двумя турами, и снова вернулся к нему сразу после избрания президентом. По его мнению, этот проект должен стать предметом конкретного предложения Франции на саммите глав государств и правительств ЕС, который пройдет в Брюсселе 21-22 июня, сообщил французский источник в Брюсселе.

Саркози обрисовал очертания своего проекта в журнале Politique internationale. "Мы должны предложить странам средиземноморского пространства создать Средиземноморский союз, одной из осей которого, естественно, станет Турция. Цель этого союза - работать в тесном сотрудничестве с ЕС и рано и поздно создать совместные институты, - объясняет Саркози. - Его деятельность могла бы координироваться на регулярных встречах глав государств и правительств, подобных саммитам "большой восьмерки". У него был бы Совет Средиземноморья по аналогии с Советом Европы". Он добавляет, что общая иммиграционная политика, экономическое и торговое развитие, поддержка правовых норм, защита окружающей среды и совместное развитие станут "столпами" проекта. (Полный текст статьи на сайте InoPressa.ru.)

"Проект заслуживает уточнения, подробного изложения, - считает французский источник Le Temps в Брюсселе. - Надо показать его преимущества по сравнению с существующими предложениями". Эти самые преимущества не бросаются в глаза наблюдателям, отмечает швейцарская газета. "Я не понимаю, что Николя Саркози хочет этим сказать. У нас уже есть "Барселонский процесс" (программа ЕС, нацеленная на развитие сотрудничества со Средиземноморьем в различных областях - прим. InoPressa.ru), связывающий ЕС со странами Средиземноморья", - удивляется Фрейзер Кэмерон из расположенного в Брюсселе Центра европейской политики (European Policy Centre).

"Я задаюсь вопросом, что он хочет сделать из Барселоны, - продолжает Майкл Эмерсон из Центра изучения европейской политики (Centre for European Policy Studies). - Не говоря уж о том, что существует и другая неформальная система диалога, так называемая "пять плюс пять", объединяющая страны севера и юга Средиземноморья, в рамках которой осуществляется общение министров. Ее деятельность пока не принесла ощутимых результатов".

Исследователь видит даже потенциальную опасность: "Если он (Саркози) действительно хочет построить нечто похожее на Европейский союз между двумя берегами Средиземного моря, он рискует разбить ЕС на две части". Эмерсон усматривает еще и скрытое намерение: "Здесь, безусловно, присутствует турецкая подоплека: вы не можете вступить в Европейский союз, но вы можете вместе с нами войти в Средиземноморский союз..."

В Анкаре идея Саркози не вызвала никакого энтузиазма. "Да, Турция - одна из средиземноморских стран, но сотрудничество в Средиземноморье - это одно, а сотрудничество в рамках Европы - другое", - предостерег министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль.

Помешает ли "турецкая подоплека" интересу, уже проявленному к проекту Саркози Италией, Испанией и Португалией? Ведь эти три страны, в отличие от Франции, высказались за вступление Турции в ЕС, отмечает Le Temps. Это не помешало испанскому премьеру Хосе Луису Сапатеро обсудить проект во время первого телефонного разговора с французским президентом. Премьер-министр Португалии, в следующем полугодии председательствующей в ЕС, Луиш Амаду уже отметил, что хотел бы, прежде всего, сделать акцент на европейско-средиземноморских отношениях, уточнив, что он "за вхождение Турции".

Премьер-министр Италии Романо Проди, также выразивший заинтересованность в придании "практического значения средиземноморской политике", попытался обойти турецкий вопрос. По словам Проди, не следует "думать только об этом предложении и превращать большую средиземноморскую политику в отговорку для решения проблемы наших отношений с Турцией - это разные вещи".

На юге Средиземноморья только Марокко (уже выражавшее желание вступить в ЕС) приветствовало инициативу Саркози. Египет, Алжир и Тунис приветствовали его начинания в более косвенной форме - направив теплые поздравления новоизбранному французскому президенту. В Израиле, где некоторые тоже мечтают о присоединении к Европе, никак не прокомментировали это предложение, несмотря на энтузиазм, который вызывает здесь фигура Саркози. Этот вопрос представляется весьма деликатным, если задуматься о том, что в едином союзе стран средиземноморского побережья Израиль окажется в одной компании со своими арабскими соседями, среди которых - нестабильный Ливан и опасная Сирия, заключает швейцарское издание.