Британская королева Елизавета II одобрила хартию, регулирующую деятельность средств массовой информации
 
 
 
Британская королева Елизавета II одобрила хартию, регулирующую деятельность средств массовой информации
Reuters

Британская королева Елизавета II одобрила хартию, регулирующую деятельность средств массовой информации. Королевская хартия была принята на заседании Тайного совета при королеве, которое состоялось в Букингемском дворце.

В нем, кроме монарха, приняли участие министры, являющиеся членами Тайного совета, в том числе вице-премьер Ник Клегг и министр культуры Мария Миллер.

Хартия, призванная усилить соблюдение прессой этических норм, была разработана под влиянием громкого скандала вокруг злоупотреблений британской "желтой" прессы, отмечает ИТАР-ТАСС. В 2011 году стало известно, что газета The News of World, принадлежавшая медиамагнату Руперту Мердоку, прослушивала голосовую почту мобильных телефонов политиков и знаменитостей.

Предполагается, что среди "жертв" прослушки были внуки королевы - принцы Уильям и Гарри, - Кейт Миддлтон, бывшие премьер-министры Тони Блэр и Гордон Браун, бывший участник группы The Beatles Пол Маккартни, актриса Сиенна Миллер, актеры Джуд Лоу и Хью Грант, футболист Райан Гиггз и десятки других людей.

Чтобы поднять тиражи газет, журналисты прослушивали даже голосовую почту 13-летней девочки, которая была похищена и убита маньяком.

Было проведено общественное расследование, а также начато уголовное разбирательство. Выяснилось, что незаконной деятельностью, в том числе прослушкой телефонов, в погоне за сенсациями занимались сотрудники и других британских бульварных изданий и медиаконцернов.

Сейчас в лондонском суде проходит процесс над группой сотрудников газет Мэрдока. Среди них - бывшие главные редакторы The News of World Ребека Брукс и Энди Коулсон, который в 2010-2011 годах занимал пост советника по связям с прессой премьер-министра Дэвида Кэмерона. В среду, 30 октября, три журналиста признали себя виновными в прослушивании телефонов.

После дебатов в парламенте было решено не принимать специальный закон о правилах функционирования СМИ, чтобы не ограничивать свободу прессы. Вместо этого была разработана Королевская хартия, не являющаяся актом парламента, то есть законом в строгом смысле слова. Британские монархи обладают правом издавать хартии, которые наделяют различные структуры и даже отдельных лиц особыми полномочиями.

Британские газеты добровольно создают сейчас новый регулирующий орган, который будет следить за соблюдением этических норм журналистами. Этот регулятор будет иметь полномочия штрафовать газеты, признанные виновными в нарушении журналистской этики, на сумму до одного млн фунтов (1,6 млн долларов).

Главный смысл Королевской хартии заключается в том, что она предусматривает создание официального органа, который будет следить за регулятором, созданным газетной индустрией.

Официальный регулятор будет следить за тем, чтобы орган "самоконтроля" средств массовой информации действовал независимо от интересов газетных концернов и действительно наказывал провинившихся. Члены официального контрольного органа будут назначаться специальной общественной комиссией.

Правительство и парламент не будут влиять на это процесс. Несмотря на это, многие газеты и журналы выступили против принятия Королевской хартии, поскольку, с их точки зрения, она нарушает свободу слова.

Газетные и журнальные издатели попытались заблокировать принятие хартии в суде. За несколько часов до заседания Тайного совета в среду, 30 октября, Апелляционный суд отверг иск газетной индустрии, что сделало возможным принятие документа.

В ОБСЕ тоже не в восторге от хартии

Представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по свободе СМИ Дунья Миятович высказала свое недовольство Королевской хартией по регулированию национального рынка СМИ.

По ее словам, "политики не должны говорить журналистам и изданиям, что им делать", передает ИТАР-ТАСС. "Самостоятельное, а не государственное регулирование является лучшим способом влияния на возникающие этические проблемы в СМИ", - уверена Миятович.

Она также отметила, что решение Высшего суда отказать иску группы изданий заблокировать принятие документа является "ужасающим сигналом".

"Великобритания веками прокладывала дорогу свободе прессы. Ей следовало бы идти по этому пути, а не откатываться назад от стандартов, принятых на протяжении трех столетий", - считает спецпредставитель.

Три журналиста признали себя виновными в прослушивании телефонов

Представители прокуратуры заявили, что бывшие главные редакторы этой газеты Брукс и Колусон не могли не знать о незаконной деятельности, которой занимались их подчиненные.

"Мы можем доказать, что прослушивание телефонов имело место, причем в крупных масштабах, - заявил Эндрю Эдис. - Сторона обвинения заявляет, что журналисты имеют не больше прав нарушать уголовный кодекс, чем все остальные люди", - добавил прокурор.

На суде было заявлено, что трое журналистов газеты признали себя виновными в прослушивании телефонов. Брукс и Коулсон отрицают свою вину.

Ребека Брукс возглавляла газету the Sun, а также компанию News International. Эта фирма управляла британскими газетами Мердока, в том числе Times, Sun и News of World, которая была закрыта в 2011 году, на волне скандала вокруг прослушивания телефонов.

В середине 2011 года Коулсон и Брукс были арестованы по обвинению в организации прослушивания телефонов. Вскоре они были освобождены под залог.

Затем в адрес Брукс были выдвинуты новые обвинения - в том, что с ее ведома сотрудники газеты Sun платили офицерам полиции и правительственным служащим за конфиденциальную информацию, на основе которой готовились статьи.