"Что объединяет Владивосток и Казань, Санкт-Петербург и Пензу, Тюмень и еще несколько городов? Во всех этих городах нам категорически не согласовывали кубы - а теперь согласовывают и мы их проводим; причем без происшествий и задержаний. И ситуация довольно радикально изменилась в последнюю неделю", - пишет глава предвыборного штаба Алексея Навального в Facebook.

"Почему?

Ну, во-первых, потому что мы очень много над этим работали. У нас в штабе есть внутренний спецпроект под названием "битва за кубы": юристы пишут жалобы и судебные иски; нарушающие закон местные администрации мы заваливаем заявлениями; в ежедневном режиме в ситуационном центре мониторим обстановку в масштабе всей страны. Эта работа не могла не дать результата (и дала его) - не зря в Тюмени подали сразу 100 новых уведомлений в ответ на незаконный отказ; не зря в Казани активисты несколько раз шли на задержания, штрафы и аресты, но потом в судах доказывали свою правоту и добивались отмены незаконных решений мэрии.

Это такое сопротивление "в лоб", оно необходимо. Без него ничего не получится. Штабы героически боролись за право проводить агитационные мероприятия - и стало получаться.

Но есть и еще кое-что. Все же кардинально ситуация сломалась именно в последнюю неделю, когда прямо разом и во многих регионах кубы перестали быть проблемой. Что изменилось? Ответ я, кажется, знаю: мы заявили (и начали проводить) агитационный обход "от двери к двери".

И прямо сказали (я говорил об этом в эфире программы "Штаб"): это наша реакция на беспредел с запретом кубов. Вы нас в дверь - а мы в окно. Мы все равно найдем форму агитации. Не даете раздавать газеты на улицах - волонтеры пойдут по квартирам.

...и кубы резко стали согласовываться. Мне кажется - это отнюдь не случайно. Здесь есть понятная логика.

Когда идет уличная агитация - это что-то для наших оппонентов прозрачное. Они видят, сколько кубов, сколько волонтеров, сколько мы раздаем. (Во многих городах сотрудники центров "Э", не стесняясь, стоят - дармоеды чертовы - и снимают все наши агитационные пикеты от начала и до конца). А агитация методом поквартирного обхода? За ней не уследишь. Сколько реально избирателей обошли волонтеры Навального, идя от двери к двери? Неясно.

Тут-то они и спохватились, короче. Ладно, ладно, вот ваши кубы. Пожалуйста.

Вот так и работает, собственно, политическое давление, о котором я люблю говорить. Так и получается у нас (пусть и не всегда) навязывать оппоненту решения и варианты, которые вовсе не кажутся ему привлекательными. Так и будем делать дальше. И кубы будем проводить, и от агитации "от двери к двери" не откажемся".