"Раньше было, что первым и главным заказчиком, потребителем и промо-агентом технологических инноваций во все времена была армия. Сейчас вектор трансфера технологий изменился на противоположный. В современном мире армия просто один из потребителей гражданских инноваций и гражданских технологий", - пишет аналитик и публицист на своей странице в Facebook.
"Многими игнорируется малозамечаемый факт, что взлет Силиконовой долины (в ее хардверном исполнении) пришелся на годы Холодной войны, когда [внимание тут важно!!!] инженеры могли переходить из оборонной отрасли в гражданскую и обратно. Что ни в СССР, ни сейчас в России (с нашей тупой секретностью с призраком ГУЛАГа для инженеров-оборонщиков в виде вольно применяемой статьи о разглашении гостайны) не возможно.
Та самая "Вероломная восьмерка" (англ. The Traitorous Eight) — Джулиус Бланк, Виктор Гринич, Джин Кляйнер, Джей Ласт, Гордон Мур, Роберт Нойс, Шелдон Робертс и Жан Эрни — это восемь физиков и инженеров Shockley Semiconductor Laboratory, которые уволившись создали Fairchild Semiconductor, которая подрабатывала на военных. После они ушли и из этой компании, чтобы основать уже свои проекты: Intel, Teledyne, а также прямо или косвенно причастным к созданию десятков корпораций — от AMD до Zilog.
Для американских инженеров времен основания Силиконовой долины было нормально и возможно мигрировать между оборонкой времен Холодной войны и быстро развивающимися стартапами, перенося свои знания и компетенции из одной отрасли в другую. У советских инженеров и у российских сейчас такой возможности нет.
Наличие в УК РФ Статьи 275. "Государственная измена" в виде "выдачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях" никак не сочетается с конверсией и перетеканием инноваций из гражданского сектора в оборонный и обратно. Работаешь на "оборонку" - получаешь "секретность" и высокую вероятность сесть в тюрьму надолго за "разглашение".
Второй непонятый и неосознанный момент в феномене Силиконовой долины это второй контур селекции проектов дополнительно к инвестиционному - это селекция перспективных проектов сильными разработчиками, свободно перетекающими из одного проекта в другой в погоне за бонусами в виде доли акций. Именно это критически увеличивало процент успешных проектов долины и делало ее неповторяемой даже в тех же США.
"Конверсия" — загрузка мощностей российских оборонных заводов гражданскими заказами НЕВОЗМОЖНА. На оборонных предприятиях от 300% до 700% накладных расходов, которые делают выпуск ЛЮБОЙ гражданской продукции неконкурентоспособным по цене. Т.е. сделанный на самом последнем уровне технологий (что сейчас в России невозможно в принципе) "iPhone" будет от 4 до 8 раз дороже оригинального, сделанного на гражданских предприятиях и в десятки раз дороже аналогов сделанных в Китае.
На тему конверсии надо просто перестать страдать и тратить силы. ОПК - это один тип экономики, гражданское производство - другой. И они друг с другом несовместимы. Хотя, конечно, ОПК может у себя использовать гражданские разработки, чем, собственно, российский ОПК сейчас и занят.
Современное компьютерное "железо" не Бог весть какое сложное технологии. Есть пример латвийской MikroTik, производящей свое "железо" в Китае, а софт разрабатывающей в Латвии. Но производить что-либо в России конкурентоспособное невозможно: налоги + поборы + регуляторный гнет этого сделать не дают. Такого "запаса" разницы между конкурентоспособной ценой, объемом продаж и себестоимостью для компенсации российских налогов + поборов + регуляторного гнета получить невозможно даже для "голубого океана".
У привластных околоинновационных деятелей есть миф, что стоит дать денег в правильный стартап, и можно будет сразу качать из него деньги, посадив на его финансовые потоки своих людей. Любой потенциальный стартап государством рассматривается как новое месторождение нефти. Однако государственные деньги с прибылью для чиновников "организаторов процесса" все вкладываются и вкладываются, а "новой нефти" для "освоения" все не появляется и не появляется.
Как сказал создатель Linux и глава Linux Foundation Линус Торвальдс: "Любой успешный проект на 99% стоит из упорного труда и на 1% — из инноваций".
Стартапы есть, нет команд инженеров и программистов, которые смогут сделать из них работающие современные технологические бизнесы. Им неоткуда взяться, поскольку высшее образование в России деградирует, а из оборонки со своими знаниями и компетенциями "на гражданку" безопасно не перейти, но всегда есть куда эмигрировать на большие зарплаты и в страны с куда более безопасной и комфортной жизнью, чем в России".