"Не успел я порадоваться тому, что гомеопатию пытаются вышвырнуть из системы публичного здравоохранения, как прочитал, что крестовый поход околонаучных блогеров на этом не планирует останавливаться, а стремится к полной и окончательной победе", - пишет публицист на своей странице в Facebook.

"Чтобы, например, на гомеопатических средствах писали, что они "не работают". Следующим логичным шагом было вешать таблички с надписью "Минздрав предупреждает: бога нет" на входе в церкви, мечети и синагоги (буддистов можно обойти - они и так знают, что бога нет). Ну, а затем околонаучные блогеры начнут приходить в детские сады и разъяснять детям, что существование Деда Мороза научно не доказано.

Помимо того, что иллюзии, вероятно, выполняют важную социальную функцию, они являются частью людских прав. Верующий не вправе требовать от посторонних того, чтобы они не смущали его утверждениями "бога нет", но вправе требовать того, чтобы с этим утверждением не лезли к ним церковь. Вообще, помимо гомеопатии, популярных лженаук-то вокруг море: астрология, алхимия, геополитика, марксизм, психоанализ и т.д.

Проблема возникает тогда, когда вместо частных церквей и клиник появляются общественные пространства - они тут же становятся полем битвы. Одни не хотят гомеопатии за общественный счет, а другие - не хотят теории эволюции в школах. В результате возможны два крайних решениях: либо тирания мракобесов (условного большинства), или тирания экспертов (условного меньшинства). В Германии, к примеру, гомеопатия крепко сидит в публичном здравоохранении - именно потому что оно публичное. Если публика хочет, то демократические политики не попрут против нее. Таким образом, российская победа над гомеопатией - это как раз следствие тирании, а не народовластия. А тирания - штука капризная. Сегодня побеждает гомеопатию, а завтра - генетику с кибернетикой.

Можно предположить, что истина лежит где-то посередине между тиранией большинства и меньшинства. Но реальным выходом из ситуации может стать только сворачивание публичных программ, возвращение к минимальному государству, где старый-добрый рыночек разведет всех по своим углам".