"Давно хотел об этом написать, а сегодняшние эпические события дали хороший и важный повод. Если я захочу открыть счет в швейцарском банке и положить на него 1000 евро, то в рамках процедуры KYC (know your customer - "знай своего клиента") у меня вытрясут душу: заставят представить кучу бумажек обо мне, кучу бумажек о происхождении денег, мне придется подписать миллион деклараций о том, что все это никак не связано с моей политической деятельностью; и в итоге не факт, что откроют и дадут положить. Потому что я - PEP (politically exposed person), с моими транзакциями очень опасно и сложно иметь дело, они должны быть абсолютно прозрачными", - пишет политик на своей странице в Facebook, комментируя новости о зарубежных счетах семьи замначальника управления "Т" ГУЭБиПК МВД Дмитрия Захарченко.

"У полковника Захарченко, еще раз напомню, обнаружилось пока что шесть счетов в различных банках в Швейцарии, с десятками миллионов евро на каждом из них. И никакие ограничения, никакие KYC, никакие FATF'ы и кто там еще не помешали этому. Равно как и не мешают нашим министрам и депутатам покупать квартиры в Лондоне и замки в долине Луары, шале в Швейцарии и виллы в Австрии, успешно выводя и легализуя сотни миллионов, миллиарды откровенно коррупционных, абсолютно грязных денег.

Потому что при таких объемах и оборотах (не при жалких тысячах евро, а при десятках миллионов) находятся и люди, которые умеют "решать вопросы", и фирмы-прокладки, и специальные юристы, и у банкиров закрываются глаза... И так далее. Увы, никаких розовых очков: большие деньги остаются большими деньгами, они уверенно продолжают открывать большие двери и в XXI веке.

Младореформаторы начала 90-х, кажется, вполне серьезно (по крайней мере, какое-то время) верили в то, что помощь Запада будет значительной и альтруистичной; она и была такой - если вспоминать про гуманитарку, про те жестяные банки KLIM, благодаря которым российские города вообще выживали в 1991-1992-е, когда фальшивый блеск совка растворился в вечности, а его позорная нищета проявилась во всей красе, - но до известного предела. В целом же экономическим субъектам свойственно рациональное поведение; оно и было таким. Западу была выгодна (и выгодна сейчас) богатая Россия, стабильная Россия, Россия как надежный и предсказуемый торговый и политический партнер - потому что с таким партнером можно строить долгосрочные отношения и на этих отношениях хорошо зарабатывать: а дальше гори все синим пламенем.

Поэтому и Путин до 2014 года был им, честно скажем, всем хорош. (Если бы не Крым и не "Боинг", был бы всем хорош и сейчас). И поэтому швейцарским банкам и сейчас всем хорош полковник Захарченко, британским и австрийским лендлордам всем хорош вице-премьер Шувалов, греческим и французским бизнесменам нравится иметь дело с инвестором Чайкой. Джаст бизнес, ничего лишнего.

Короче, никакая заграница нам не поможет: ни с Путиным, ни с полковником Захарченко, ни с Шуваловым, ни с Чайкой. Только мы сами.

Полагаю, что это очень хорошая новость - розовые очки бы только вредили; но сейчас не 1991 год, и нам очень важно будет не повторить тех ошибок".