"17 февраля открывается 53-я Мюнхенская конференция по безопасности. Хотя она станет продолжением встречи министров иностранных дел стран "большой двадцатки" и могла бы быть площадкой для контактов по самым разным вопросам, вряд ли от мюнхенского форума стоит всерьез чего-либо ожидать. Похоже, на этот раз у собравшихся в Германии нет ни понимания того, что происходит, ни готовности к практическим решениям", - пишет политик в своем блоге.
"В России еще за неделю до мюнхенского форума вспоминали конференцию десятилетней давности, на которой выступал Путин. Был 2007 год, время больших потенциальных возможностей для России. Конфронтационная антиамериканская речь Путина в Мюнхене - пример того, как эти возможности растрачивались на иллюзии, попытки учить народы и заведомо пустые разговоры о многополярном мире, об энергетической сверхдержаве, о финансовой гавани и так далее. И это - вместо активного участия России и помощи в решении глобальных проблем.
Мюнхен 2007 года еще не стал внешнеполитическим разворотом, но уже обозначил тот тупик, в котором Россия оказалась в результате авторитарной внутренней политики. Впрочем, тупик можно было разглядеть и годом раньше, когда в Петербурге собирался саммит "большой восьмерки". Внешне тот саммит казался пиком путинского успеха, но уже тогда стало понятно, что серьезные вопросы международной безопасности участники G8 не в состоянии решать из-за глубокой разницы в ценностных установках".
"Все эти годы российская власть самовлюбленно обустраивалась в тупике, не занимаясь ни внутренними реформами, ни строительством современного государства, ни диверсификацией экономики, ни разделением бизнеса и власти. Вместе с этим разраставшиеся экономические и политические проблемы на стыке десятилетий привели к кризису доверия 2011-2012 годов, на который власть отреагировала активизацией борьбы с гражданским обществом и формированием антиевропейского курса. Именно этот курс привел к изоляции, к войне, к зримой перспективе коллапса.
Нет, конечно, этот курс никоим образом не предугадывал глобальное развитие. Его стилевые составляющие вписались в картину мира, сложившуюся после британского Брекзита и избрания Трампа, но это лишь совпадение. Россия не задает в этом мире тон, поскольку, к сожалению, находится на периферии".
"Вся российская внешняя политика последних десяти лет - опасная бессмыслица. Она ориентирована на фантомные цели. В мировой политике не будет никакого "евразийского вектора", не будет никакой пресловутой многополярности, никакой "новой Ялты" и раздела мира на "зоны влияния".
Глобализация - свершившийся факт, и отношения между лидерами глобального мира будут совсем не такими, как в XX веке. Чтобы самим определять свое место в мире, чтобы самим формировать повестку в своей стране, не надо ждать, что надумает Трамп. И уж точно не стоит выстраивать отношения с президентом США по каким-то тайным каналам - через чужих советников или своих хакеров. Не надо пытаться проникнуть в глобальную политику через замочную скважину. От этого все становится только хуже.
Нашей стране необходима серьезная внешняя политика, отражающая интересы России в правильном сочетании с мировыми реалиями и историческим процессом. Но у нас некому такую политику вырабатывать, некому проводить.
Путин занят другим: мы воюем с Украиной и с большей частью арабского мира, собачимся с Белоруссией, нечаянно бомбим турков... Нынешнее российское руководство загнало страну во внешнеполитический тупик и надеется теперь на милости от Трампа. Пора отказаться от периферийной внешнеполитической возни и заняться настоящей российской политикой, которая не на словах, а на деле даст возможность нам самим определять свое будущее в сложном и опасном мире".