"Раз в год начальник страны (можно просто - царь) встречается с именитыми чужестранцами, которым и рассказывает о своем особенном мире, точнее - о своем особенном восприятии окружающего мира. Например, про то, что Россия - это медведь, защищающий свою тайгу. А если он бросит ее защищать, то коварные западные "партнеры" посадят его на цепь, вырвут клыки и когти (в смысле, лишат ядерного оружия), а потом и шкуру сдерут. Сжившиеся с ролью психоаналитиков иностранные кремлеведы, которые участвуют в Международном Валдайском форуме, внимательно и почтительно, не пытаясь возражать, выслушивают эту галиматью, чтобы потом предельно точно описать своим правительствам степень кремлевского помешательства. Так продолжается уже долгие годы", - пишет шеф-редактор "Ежедневного журнала" Александр Гольц, анонсируя выступление главы государства на ежегодном заседании международного дискуссионного клуба "Валдай".

"Вокруг путинского выступления 19 октября была заранее устроена интрига. Источники в президентской Администрации поведали государственным СМИ: следует ждать заявлений особой важности. Глава государства над ними работает, мол, вот уже не первый день, оттачивая формулировки. Экспертное сообщество занервничало. В самом деле, о чем еще может говорить главный начальник, когда говорить не о чем. Самые отчаянные тут же предположили: хозяин Кремля сообщит, наконец, о своем намерении участвовать в выборах Путина В. В. президентом. Такого заявления от него ждали уже в ходе выступления на Всемирном фестивале молодежи и студентов. Но не случилось. Видимо, тамошняя аудитория выглядела недостаточно серьезной.

Однако говорить о таком на Валдайском форуме тоже не слишком прилично. Сделай Путин такое заявление - получилось бы, что о своем важнейшем решении он спешит сообщить не российскому народу, а, страшно сказать, представителям мировой закулисы. И это в тот самый момент, когда российская власть направо и налево титулует "иностранными агентами" и "нежелательными организациями" тех, кто будто бы вмешивается в российскую внутреннюю политику. А тут не кто-нибудь, а сам царь ясно дает понять, чье мнение его интересует, а на чье ему глубоко плевать. Нет, так Владимир Владимирович вряд ли зайдет далеко. По той же причине маловероятно, что он использует "валдайскую" трибуну для объявления о смене премьера и каких-либо еще внутренних пертурбациях", - считает шеф-редактор "ЕЖ".

"Все-таки Валдайский форум всегда позиционировал себя в качестве площадки для обсуждения международных проблем. И теперь от Путина следует ждать международных инициатив. Для "разогрева" дискуссии группа экспертов форума подготовила доклад. В нем утверждается, например, что ныне "рациональность - дефицитный товар, а... политика приобретает черты бесшабашного кабаре". Мало того, авторы сетуют на "вакханалию троллинга, ставшего едва ли не официальным языком дипломатии" (так и хочется поинтересоваться: это они о Марии Захаровой или, страшно сказать, о Сергее Лаврове?).

По аналогии с секретной войной на Донбассе они пишут о внешней политике, ставшей гибридной: "Опасность гибридности в том, что она по определению асимметрична - и по целям, и по средствам. А ее основным орудием является непредсказуемость, способность ответить на действия оппонента не зеркально, а как раз там, где он не ждет". Если бы эксперты честно сообщили, что они описывают современную политику путинской России, то их отчаянная смелость могла бы вызвать уважение. Но они утверждают, что речь идет о неких общемировых тенденциях. Точно так же отечественные генералы вели войну на Донбассе такими же методами, в использовании которых обвиняли Запад. Вот и теперь специфические отечественные, точнее путинские взгляды на окружающий мир объявляются неким общемировым заблуждением.

Еще показательнее рецепты от экспертов. Они предлагают некое "относительное макрорегиональное размежевание в международной экономике и политике". Если освободить их рассуждения от как бы научного жаргона, то все сводится к главной рекомендации: "сократить количество субъектов, которым на определенном этапе предстоит приступить к переосмыслению правил" нового мирового порядка. Таким образом, в качестве нового слова в мировой политике нам предлагают самый замшелый из возможных рецептов: вернуться за ялтинский стол, где немногие избранные решают судьбу всех остальных. Подобные экзерсисы делаются только с одной целью - угодить "главному читателю".

Вероятнее всего, в преддверии выборов Путину важно продемонстрировать, что он, несмотря на международную изоляцию, остается мировым лидером. Не исключено, что Путин изложит некий глобальный план установления всеобщего счастья, обставленный абсолютно неприемлемыми для Запада условиями. Нечто подобное очередной Программе мира, каждую из которых выдвигали после очередного съезда КПСС. Нынче такие "исторические" предложения делают накануне президентских выборов..."