"Три абсолютно новые вещи, которые мы уже сейчас ввели в российскую политику - которых в ней раньше не было, и от которых она становится лучше", - пишет глава избирательного штаба Алексея Навального в Facebook.

1. Раннее выдвижение кандидатов и раннее начало кампании. Российский законодатель отводит на собственно избирательную кампанию 40 дней (президентские выборы назначаются по закону за 90-100 дней до дня голосования, но дальше около двух месяцев съедают формальные процедуры оформления выдвижения и сбора подписей; решение о регистрации кандидатов ЦИК принимает за 40 дней до дня голосования) - абсурд для самой большой страны в мире. За 40 дней можно провести не кампанию, а только ее имитацию, типа как у Прохорова в 2012 году (помню, он тогда гордился, что за время кампании провел восемь встреч с избирателями; восемь! столько, сколько кандидат в президенты США проводит каждый день - на протяжении года-полутора).

Мы начали кампанию за пятнадцать месяцев до дня голосования; сейчас проводим еженедельные мероприятия, скоро выйдем на ежедневный график, а к осени - на несколько встреч в день. Как и должно быть. И другим кандидатам тоже навяжем этот темп, а кто его не выдержит - так тот и не может и не должен быть президентом России.

И мы сейчас уже видим, как наш новый стандарт раннего выдвижения вынуждены были перенять и другие кандидаты (не только на президентских выборах); это очень хорошо.

2. Публичная дискуссия о программе и ценностях. Необычный шаг - хотя у нас всего-то лишь пока что кампания за допуск к выборам, мы все равно опубликовали тезисы программы прямо в момент запуска кампании и сайта. Пусть даже эти тезисы в чем-то сырые и, безусловно, нуждаются в детализации - важно, что, впервые за долгое время они вызвали к жизни бурную политическую дискуссию о ценностях, о пути развитии России, о будущем обустройстве страны.

Люди критикуют, хвалят, пишут статьи, задают вопросы. Так и должно быть (хотя это давно забыто). И еще это очень поможет к выборам сделать программу лучше и точнее.

3. Волонтерская кампания. Да, мы уже делали это - но в Москве. (И вслед нашей кампании 2013 года многие стали пытаться действовать аналогично). Но по всей России? Никогда. И это тоже большой риск - Москва ж, как известно, не Россия.

Но две недели назад 300 волонтеров пришло на открытие штаба в Санкт-Петербурге, а вчера - 200 волонтеров на открытие штаба в Новосибирске. А всего их записалось уже больше 27 тысяч; по всей стране. И после двух первых открытий мы уверены: это не боты, не "диванные войска", это живые люди; вот они.

И тут все просто; ни у кого больше, ни у одной политической силы в стране нет десятков тысяч волонтеров во всех крупных городах. Но в прекрасной России будущего большие волонтерские кампании обязательно тоже станут стандартом для всех политиков, которые на что-то претендуют".