Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, который предложил создать Национальный центр академического театрального и хореографического искусства при президенте РФ, объединив Петербургскую консерваторию, Академию русского балета имени Вагановой и Российский институт истории искусств, не намерен вмешиваться в руководство этими структурами, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на интервью дирижера телеканалу "Россия 24".
О том, что Гергиев предлагает создать Национальный центр искусств, стало известно в августе этого года - об этом сообщил журнал Forbes со ссылкой на проект письма знаменитого дирижера президенту РФ Владимиру Путину. На днях в СМИ появилась информация о том, что президент поручил Минкультуры проработать эту идею. В связи с этим руководство академии Вагановой, Института искусств и Петербургской консерватории назвали действия Гергиева "рейдерским захватом", подчеркнув, что коллективы учреждений "категорически против" объединения.
- Петербургская консерватория и Академии им.Вагановой проголосовали против объединения
- Даниил Гранин осудил идею создания "культурного комбината"
- Юрий Соломин: "Соединение крокодила с козой"
- Консерватория и академия Вагановой: идея слияния непродуктивна
"Ни о каком руководстве консерватории и академии Вагановой я не думал... Руководить должно государство", - сказал Гергиев в эфире телеканала.
Он напомнил, что, например, Академия русского балета Вагановой всегда была частью Кировского театра (название Мариинки с 1935 по 1992 год) и именно это учебное заведение являлось источником всех прославленных звезд театра.
"Мариинка и Вагановка всегда были единым целым... Убеждать меня, как здорово отколоться от Мариинского театра... Да не здорово", - сказал Гергиев, подчеркнув, что тот поток, который раньше шел оттуда в Кировский театр, иссяк, и каждый июнь приходится искать кадры в других регионах. "Нас это напрягает", - подчеркнул он.
Что касается Петербургской консерватории, то Гергиев отметил, что "ни у кого не должно возникать ощущения, что Мариинка не любит консерваторию, это не так". Он также напомнил, что консерватория пережила неоднократную смену ректоров. "Это не могло сказаться на качестве подготовки. Сегодня консерватория может подготовить победителя конкурса Чайковского, но шансы на достижения этого гораздо меньше. Нам нужна спокойная беседа, выяснение позиций", - отметил дирижер.
"Я намерен всячески добиваться, чтобы будущее Мариинского театра было богато событиями", - заключил худрук.
Первая русская балетная профессиональная школа - ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой открылась 4 мая 1738 года. С 1921 года в училище начинает преподавать А.Я. Ваганова - великий педагог, первый профессор хореографии. В 1957 году училищу было присвоено ее имя. Среди выпускников академии Авдотья Истомина, Матильда Кшесинская, Михаил Фокин, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Джордж Баланчин, Галина Уланова, Юрий Григорович, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Ульяна Лопаткина и другие артисты балета. Сейчас академией руководит профессор Вера Дорофеева.
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова основана в 1862 году и является старейшей консерваторией России. Среди выпускников - Петр Ильич Чайковский, Сергей Прокофьев, Леонид Десятников, Дмитрий Шостакович, Елена Образцова и другие.
Российский институт истории искусств (РИИИ РАН) - научно-исследовательский институт РАН и министерства культуры РФ. Основан в 1912 году. Сотрудниками института были Юрий Тынянов, Борис Эйхенбаум, Борис Асафьев, Виктор Жирмунский, Антонин Преображенский и другие известные литературоведы и музыковеды. В конце июня министерство культуры сняло с поста директора РИИИ Татьяну Клявину. Исполняющей обязанности директора института назначена проректор Санкт-Петербургского государственного университета культуры искусств Ольга Кох.
Петербургская консерватория и Академия им.Вагановой проголосовали против объединения
Ученые советы Академии русского балета им.Вагановой и Петербургской консерватории единогласно проголосовали против объединения с Мариинским театром в Национальный центр искусств, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на заявление ректора Академии Веры Дорофеевой на пресс-конференции.
"Гергиев обвиняет нас в финансовой неразберихе. Но как раз сейчас у нас финансовая стабильность. Эффективнее заведения, объединившись, не станут. Мы готовим артистов для Мариинского театра, в этом году туда пришли от нас 16 человек. Мы даже восполняем дефицит мальчиков, но по опыту могу сказать, что в театре с ними никто не работает, и они уезжают", - сказала Дорофеева.
По ее мнению, создание единого центра похоже на "рейдерство". "Всем очень нужно наше здание, которое прекрасно отремонтировано, условия королевские. Нельзя забывать, что это детское учреждение, и Гергиев не знает, как работать с детьми", - добавила ректор академии.
Даниил Гранин осудил идею создания "культурного комбината"
Писатель, почетный гражданин Петербурга Даниил Гранин негативно относится к идее объединения Мариинского театра с Вагановской академией, Петербургской консерваторией и Российским институтом истории искусств и считает, что искусство должно избегать союзов и жить в разнообразии.
"Всякое объединение в культуре - это чрезвычайно опасное и рискованное дело. Мы долго избавлялись от этого после советской власти, союзы объединяли всех по одному принципу, исключая, тем самым, разнообразие. И природа и искусство требуют разнообразия. Под начальством одного руководителя оно уничтожается. Единство губит и искусство, и культуру", - сказал Гранин "Интерфаксу".
По его словам, попытка "создать культурный комбинат" пугает. "Я даже скажу, что я возражаю против этого. Ведь у каждого из учреждений, которые хотят объединить под одним началом, своя школа. Каждое по-своему замечательно. Я думаю, что важные стороны нашей культуры именно в том, что мы стараемся уйти от объединений", - подчеркнул писатель.
Юрий Соломин: "Соединение крокодила с козой"
Народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин также резко высказался против проекта, сравнив будущее слияние "с соединением крокодила с козой". А народная артистка СССР, художественный руководитель МХАТа им. Горького Татьяна Доронина вдобавок осудила деятельность самого Гергиева на посту директора Мариинки: "Состояние Мариинского театра сегодня хуже, чем в 60-е годы. Там неудобно быть, протиснуться в зале невозможно, оркестр звучит совсем не так хорошо. Все, что касается гигантомании, здесь необходимо учитывать ценность и величие двух понятий - Петербургской консерватории и хореографического училища. Под дирижера уже отпущены гигантские суммы, а теперь еще отпустить? Он что, понимает в хореографии? Не дай бог, если эта глобализация коснется этих учреждений".
Консерватория и академия Вагановой: идея слияния непродуктивна
Ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова, народный артист России Михаил Гантварг считает, что идея объединения консерватории с Мариинским театром "непродуктивна".
"Это разные направления. Консерватория занимается тем, что учит, воспитывает и готовит. Мариинский театр продвигает и дает людям возможность развиваться дальше. Валерий Абисалович до конца не понимает разницу между консерваторией и обучением, которое происходит в театре. Хочу выразить мнение всего ученого совета. Наши выдающиеся профессора, дирижеры настроены категорически против этого проекта. Но самое главное, если этот проект будет реализован, то мы потеряем старейшую и я думаю, что лучшую консерваторию страны", - сказал он.
Его поддержала первый проректор - художественный руководитель Академии Русского балета имени Вагановой, народная артистка России Алтынай Асылмуратова: "Мы тоже категорически против. Школе 275 лет. Всю свою историю она всегда была автономна. На нас лежит огромная ответственность, мы не имеем права разрушать, нам никто не дает права ломать. Мы успешно прошли все аттестации. Мы очень переживаем, мы свое дело любим - для своей страны мы работаем".