Иоселиани предлагает дать деньги на кино всем поровну
 
 
 
Иоселиани предлагает дать деньги на кино всем поровну
Russian Look

Если ничего не предпринимать в системе распределения денег в российском кино, оно вообще исчезнет как искусство, считает кинорежиссер Отар Иоселиани.

"Это огромная несправедливость, что все деньги, выделяемые государством на кинематограф, оказались в одних руках, - заявил Иоселиани "Интерфаксу", - в то время, как их можно было бы распределить более равномерно и дать большему количеству людей. Тогда, возможно, появилось бы в российском кино несколько хороших картин. А так - их нет".

Грузинский режиссер Отар Иоселиани, последние тридцать лет живущий и снимающий во Франции, приехал в Москву, чтобы представить свою новую картину "Шантрапа", которая выходит на российские экраны количеством 16 копий.

В фильме нет никакой политики. В ней говорят по-французски, по-грузински и по-русски, в ней звучит музыка разных стран и песни - опять же французские, грузинские и советские. В ней звучит музыка любви, иронии и горечи, отмечает радио "Свобода".

На первый взгляд, Отар Иоселиани снял кино про кино. Главный герой - молодой режиссер Нико (Дато Тариелашвили) уезжает из СССР во Францию, где и попадает в руки бездушных продюсеров. Помыкавшись какое-то время, Нико возвращается домой, в Тбилиси. История эта напоминает историю самого Иоселиани, эмигрировавшего в 1984 году во Францию, а теперь живущего в основном в Грузии.

Отар Иоселиани отрицает автобиографические параллели: "Во Франции я снял все, что я хотел. В Грузии, то есть в Советском Союзе, я тоже снял все, что хотел. Это герой фильма не смог снять. Но Аскольдов тоже не смог. Он снял "Комиссара", и на этом все кончилось. Я знаю, что Фриц Ланг уехал в Штаты из Германии и там вынужден был снимать какие-то дурацкие комедии. Рене Клер уехал в Америку от фашистской оккупации и не пришелся там ко двору. Голливуду это не подошло и зрителю, воспитанному Голливудом, тоже не подошло. Орсон Уэллс снял чудную картину "Гражданин Кейн" и был настолько затуркан, что уехал в Европу. Снимал документальные фильмы, начал снимать "Дон Кихота" и не смог.

Очень много моих коллег так и не реализовалось, потому что они упорно добивались того, чтобы сделать именно то, что им хочется. Не было у них наплевательского отношения: если худсовет их разносил, то они печалились. А печалиться не полагается - надо знать, что это такая данность. В российской метафизике есть понятие "стена". Надо отдавать себе отчет в том, что эта стена есть, но прошибить ее невозможно. Стену можно обойти, ее можно подорвать, но много энергии на это уходит. Надо понимать, что это данность. И только не участвовать в несправедливости, не участвовать во зле", - уверен Отар Иоселиани.