К 100 дням своего президентства (его срок начался 16 мая этого года) Николя Саркози получает подарок, довольно редкий для политика, который совершает лишь первые шаги в качестве президента Франции.
Саркози выходит из гостиной на Даунинг-стрит вместе с Тони Блэром и объявляет своим помощникам: "Тони и я только что приняли решение. Мы собираемся завоевать Европу". Эта и многие другие сцены из жизни президента франции появились в новой книге и, вероятно, вызовут сенсацию, отмечает The Times Саркози - тщеславный, эгоцентричный и жестокий политик, однако он также демонстрирует уязвимость, ребячество, наряду с абсолютной уверенностью в собственных взглядах и суждениях, уверена автор книги Ясмина Реза, один из самых известных во Франции драматургов.
Обычно произведения такого рода посвящаются персонажам, имеющим за плечами историческое прошлое, или же политикам, которые оставили след в жизни страны. Естественно, это не случай Николя Саркози, еще дебютанта на посту главы государства, деятельность которого в качестве министра внутренних дел или министра финансов не выходит за рамки политической хроники, пишет La Repubblica (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Название произведения, вышедшего в издательстве Flammarion, "Закат, вечер или ночь", его автор Ясмина Реза, комедии которой ("Арт", "Беседы после погребения") получили высокую оценку в Париже, Лондоне, Берлине и Нью-Йорке. Объем произведения несравним с многочисленными биографиями Николя Саркози, опубликованными за последний год, до или после выборов, во Франции и не только.
Ясмина Реза не имела и не имеет никаких связей или идеологической общности с персонажем. И на 200 страницах она не говорит о том, что французы называют "политической политикой". Еще реже в книге упоминается "Союз за народное движение", UMP, партия кандидата, одержавшего триумфальную победу на выборах, состоявшихся в мае. Автор лишь вскользь упоминает о Сеголен Руаяль, сопернице, потерпевшей поражение.
Ясмине Реза интересен только маленький человек, который идет, как будто бы он "хромой", всегда спешащий, любитель бега трусцой, бросившийся вдогонку за судьбой, о которой он мечтал с самого раннего детства. Драматург увидела "золотое зерно" в этом персонаже, которого Милан Кундера назвал незаурядной личностью. И вот теперь литературный критик Жером Гарсен говорит, что писательница попала в цель.
С июня 2006 года, когда Саркози еще был министром внутренних дел, до июня 2007 года, когда он переехал в Елисейский дворец, Ясмина Реза по его просьбе повсюду сопровождала будущего президента. Пешком, в поезде, в самолете, она была с ним на митингах и в поездках, от Риетор-де-Рандон до Нью-Йорка, от Шарлевилля-Мезьер до Даунинг-стрит, 10, в Лондоне, от Мадрида до Аяччо, от его частного дома в Нейи-сюр-Сен, в богатом пригороде Парижа, до Фобура в Сен-Нуаре, который выходит фасадом на Елисейский дворец.
Для Резы Николя Саркози – человек с железным здоровьем, желающий получить все, обладающий исключительным потенциалом, необычной жизненной энергией, который на определенном этапе был вынужден отказаться от многообразия своих желания, сконцентрировав всю энергию на политике. Политика в его жизни заняла огромное место - "как опухоль внутри организма", отмечает автор.
Ясмина Реза считает Николя Саркози великим нарушителем, способным на дерзкие до безумия поступки, но имеющим острое чутье. Если бы он принадлежал к стану левых, она выражала бы такие же суждения. "Наполовину еврей, наполовину иммигрант", он без всякого колебания боролся с расистскими идеями Национального фронта. В ходе избирательной кампании он повторял, что некоторые диагнозы Жан Мари Ле Пена были правильными, но все его рецепты – ложными. Когда она ему говорила, что его дружба с представителями левых выглядит странно, он начинал кричать: "Потому что я не левый. Только во Франции быть левым – это образ жизни".
Спустя 100 дней после вступления в должность президента Франции неполитический, литературный портрет Николя Саркози удовлетворит любопытство французов, в большинстве своем очарованных динамизмом персонажа и в то же время испытывающих определенное замешательство в отношении последствий и конкретных результатов активности президента. Его рейтинг всегда был высоким. Он был избран 53% голосов, сейчас его поддерживает 61% французов. Завидный рейтинг, хотя немного снизившийся (5 пунктов) по сравнению с июнем, заключает La Repubblica.