Турецкий военный суд в Кирении вынес приговор двум уже бывшим военнослужащим, которых признали виновными в жестоком убийстве солдата
 
 
 
Турецкий военный суд в Кирении вынес приговор двум уже бывшим военнослужащим, которых признали виновными в жестоком убийстве солдата
Global Look Press

Турецкий военный суд в Кирении вынес приговор двум уже бывшим военнослужащим, которых признали виновными в жестоком убийстве солдата. Потерпевшего подвергли пыткам в дисциплинарной комнате, где наказывали нерадивых солдат.

По решению суда Айхан Аслан и Фират Кезер будут находиться в тюрьме пожизненно, пишет The Hurriyet Daily News.

Как следует из материалов уголовного дела, потерпевший Угур Кантар проходил службу в 2011 году в армейском подразделении, дислоцированном на территории Кипра. Установлено, что солдата завели в дисциплинарную комнату (называвшуюся "диско") и подвергли истязаниям: Кантара били руками и ногами, в том числе по лицу. Кроме того, солдата пристегивали наручниками к стулу и заставляли часами сидеть под палящим солнцем.

В результате таких пыток Угур впал в кому и скончался 12 октября 2011 года, за две недели до окончания срока своей службы.

В рамках расследования уголовное дело завели не только на Аслана и Кезера, которые непосредственно издевались над потерпевшим, но также на их командиров, входивших в руководство военной тюрьмы - Айхана Шентюрка, Эзкана Бельмена и Ахмета Юрдусэвди. Им инкриминировали халатность, допущенную во время дежурства. Военные закрыли глаза на издевательства над солдатом и не сообщили об этом факте командованию.

Впрочем, суд оправдал Бельмена и Юрдусэвди, а Шентюрк получил семилетний срок лишения свободы условно.

Адвокат семьи погибшего солдата Сенем Доганоглу намерен обжаловать приговор Шентюрку как слишком мягкий.

Добавим, что дедовщина в турецкой армии остается серьезной проблемой. В последние годы самые большие потери военные несли не в ходе боевых действий, а из-за самоубийств и неуставных отношений. Так, в нулевые годы в ходе военных действий с курдскими сепаратистами турки потеряли 601 военного, а в результате суицидов и насилия в казарме погибли 965 солдат.

При этом турецкие войска играют важную роль в НАТО, являясь второй по численности армией (700 тысяч человек). В XXI век Турция вошла с армией, которая по-прежнему использует устаревший призывной принцип комплектования.

Случаи дедовщины в армии тщательно скрываются командованием. Большой резонанс вызывают лишь отдельные эпизоды, писало ранее издание Defense One.

Даже когда расследование завершалось судом и приговором, виновники избиений обычно отделывались штрафами. Например, сержант, зверски избивший рядового Орхана Абравчи в 2009 году (солдату грозил паралич из-за травмы позвоночника), был оштрафован Фемидой на 630 евро. Поэтому суровый приговор Айхану Аслану и Фирату Кезеру является важным прецедентом.

Некоторые предполагают, что мотивом расправ в турецкой армии может быть и национальная рознь. Так, в 2011 году рядовой Киванк Агаоглу убил сослуживца армянского происхождения Севага Баликчи. Согласно выводам суда, это произошло во время тренировки в результате неудачной шутки. Однако армянскую диаспору насторожило, что убийство совершено в канун 96-й годовщины геноцида армян.

Согласно исследованиям, уровень самоубийств среди призывников в 2,5 раза выше, чем среди других турецких мужчин той же возрастной группы.