Владимир Путин готов объявить амнистию капиталов, незаконно покинувших Россию. "Происхождение денег разное, но убежден, что нам нужно окончательно перевернуть оффшорную страницу в экономике нашей страны", - сказал Путин
 
 
 
Владимир Путин готов объявить амнистию капиталов, незаконно покинувших Россию. "Происхождение денег разное, но убежден, что нам нужно окончательно перевернуть оффшорную страницу в экономике нашей страны", - сказал Путин
Пресс-служба Президента России

Владимир Путин готов объявить амнистию капиталов, незаконно покинувших Россию. "Происхождение денег разное, но убежден, что нам нужно окончательно перевернуть офшорную страницу в экономике нашей страны", - сказал Путин.

"Нужно разъяснить людям, что если человек легализует свои средства в России, то он получит полные гарантии того, что его не будут трясти по разным правоохранительным органам, что он не столкнется с административным или уголовным преследованием", - добавил глава РФ.

Это заявление выглядит как попытка заручиться поддержкой бизнес-элиты перед лицом финансового кризиса.

Незадолго до выступления президента эту тему с ним обсуждала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. "Мне кажется, что сегодня крайне важно послать правильные сигналы отечественному бизнесу. Вашему слову, Владимир Владимирович, бизнес поверит как отечественный, так и зарубежный. Может быть, наряду с этим нужны и какие-то неординарные меры. Например, амнистия капитала. Конечно, за исключением того, кто связан с наркотиками, терроризмом. Пусть эти капиталы вернутся из офшоров в российскую юрисдикцию", - убеждала она Путина

Бизнес встретил эту инициативу без иллюзий - ведь впервые это предложение от Путина прозвучало еще в 2002 году. Выступая на съезде Торгово-промышленной палаты в Москве, он предупредил, что западные сообщества "будут ужесточать использование средств в офшорных зонах в связи" с ужесточением борьбы против терроризма.

"Вы замучаетесь пыль глотать, бегая по судам и размораживая свои средства", - обратился Путин к бизнесменам. В качестве альтернативного варианта он предлагал "вместе с правительством подумать, как вернуть эти средства на родину. Иначе говоря - подумать над созданием хороших условий для инвестиций".

Год спустя в США Путин назвал амнистию капиталов правильной идеей, но тогда он не был уверен, что ее можно реализовать "абсолютно корректно юридически и политически, чтобы общество согласилось с таким решением".

В 2005 году в шестом послании Путин вновь вернулся к этой теме: "Необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику. Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные в предыдущие годы. Эти деньги должны работать.. в нашей стране, а не болтаться в офшорных зонах".

"Репатриантам" было поставлено всего два условия: возвращенные капиталы должны быть внесены на счета в российские банки, и с этих сумм должен быть уплачен 13%-ный подоходный налог.

Возвращение капиталов наряду с сокращением срока исковой давности по приватизационным сделкам и упрощенным порядком легализации прав граждан на недвижимость помогут "либерализации предпринимательского пространства", полагал Путин в 2005 году.

Отток капитала из страны по серым и черным схемам - хроническая болезнь постсоветской России. По оценке МЭР, чистый отток капитала из России только в 2015 году может быть в пределах 60-80 млрд долларов.

Ранее большой бизнес не смог отстоять послабления в законопроекте о контролируемых иностранных компаниях - основном документе в борьбе с офшорами. Он принят Госдумой с поправками, не учитывающими большинство предложений предпринимателей. Цель проекта - заставить российские компании платить налоги в России с нераспределенной прибыли их иностранных структур.

Налоговая амнистия для капитала, возвращенного из-за рубежа, по замыслу правительства, должна дополнить план Минфина по деофшоризации. В 2014 году для этого наступил удобный момент: увидели "удобный политический момент": многие предприниматели хотят вернуть деньги из офшоров, опасаясь, что их зарубежные капиталы подпадут под санкции США и ЕС, а средства зарубежных банков им приходится заменять на российские.

Напомним, о деофшоризации президент Путин заговорил в 2012 году. "Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики", - сказал он, выступая с бюджетным посланием к Федеральному собранию 12 декабря 2012 года, и пообещал, что Россия разработает национальный план борьбы с офшорами.

Глава государства привел данные за 2012 год, согласно которым через офшоры или близкие к ним по статусу юрисдикции прошли российские товары на сумму 111 млрд долларов, пятая часть экспорта России. При этом половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры.

Как пишет "Коммерсант", в РФ при Владимире Путине уже прошла одна налоговая амнистия - для физических лиц, и ее вряд ли можно назвать успешной.

Задание провести эту акцию чиновники получили от президента в мае 2005 года. Принятый год спустя закон "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" вступил в силу 1 марта 2007 года. Граждане должны были сами определить сумму, которую они до 1 января 2006 года утаили от подоходного налога, отсчитать от нее 13% и через любой банк перевести этот платеж на специальный счет Федерального казначейства.

Закончилась десятимесячная амнистия 1 января 2008 года. В итоге россияне отдали государству 3,6 млрд рублей (150 млн долларов), легализовав, таким образом, 28,2 млрд рублей (1,1 млрд долларов).

Почти две трети декларационного платежа внесли москвичи, на втором месте - анонимные резиденты Чукотки. В целом сумма, собранная в ходе амнистии (о проведении которой, согласно соцопросам, не знали 58% граждан), не превысила размера однодневного сбора подоходного налога в 2007 году.

Что касается амнистии для юридических лиц, то на нее, несмотря на периодические призывы бизнеса, власти ни разу не решились. В 2008 году о намерении подготовить предложения по амнистии для организаций заявляла "Единая Россия", но до ее реализации дело так и не дошло.