На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было принято решение рассмотреть возможность создания финансового мегарегулятора путем объединения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и Центрального банка
 
 
 
На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было принято решение рассмотреть возможность создания финансового мегарегулятора путем объединения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и Центрального банка
Moscow-Live.ru

На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было принято решение рассмотреть возможность создания финансового мегарегулятора путем объединения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и Центрального банка, пишет в пятницу "Коммерсант". По мнению издания, глобальная реформа надзора на финрынке, о которой говорят уже больше десяти лет, впервые получила практическое оформление. Минфину и ряду других ведомств поручено в течение двух недель проработать возможность создания мегарегулятора.

Как пишет газета, идея создания такого мегарегулятора вернула себе актуальность по итогам двух правительственных совещаний в конце августа 2012 года - у помощника президента Эльвиры Набиуллиной и у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

В первом случае обсуждались вопросы о наделении ФСФР полномочиями по разработке нормативных актов, которые сейчас находятся в ведении Минфина, и расширении власти службы за счет полномочий Минтруда по регулированию негосударственных пенсионных фондов. Однако уже на следующем совещании у господина Шувалова 28 августа обсуждение запроса главы ФСФР Дмитрия Панкина о выделении ему для реализации новых полномочий 400 новых сотрудников и дополнительного финансирования вылилось в более широкий проект - создание единого надзорного органа за всеми участниками финансового рынка на базе Банка России.

Предложение последовать примеру ряда западных мегарегуляторов озвучил руководитель рабочей группы по созданию в РФ Международного финансового центра Александр Волошин. По словам источника "Коммерсанта", знакомого с ситуацией, предложение было поддержано Минфином и главой ЦБ Сергеем Игнатьевым.

В протоколе заседания зафиксирована довольно широкая формулировка - министру финансов Антону Силуанову поручено "проработать возможность создания мегарегулятора". Ее можно трактовать двояко: либо отдать все полномочия Банку России, либо выделить надзор за банками из ЦБ и отдать его ФСФР. И тут у чиновников с обеих сторон возникает вопрос о разнице в денежном содержании. Зарплата сотрудникам федеральных органов исполнительной власти оплачивается бюджетом, в то время как ЦБ платит своим работникам из прибыли, и заработки последних в три-четыре раза выше сотрудников федеральных служб.

Как бы там ни было, Минфину и ряду заинтересованных министерств и ведомств поручено в двухнедельный срок (исчисляется с 28 августа) подготовить проект создания нового органа финансового надзора. Новость о столь плотном приближении к реализации идеи мегарегулятора взволновала и чиновников, и рынки. "Речь идет об улучшении надзора за финансовыми рынками, - заявил высокопоставленный чиновник правительства. - У ЦБ есть и специалисты, и ресурсы для такого надзора".

Источник газеты, близкий к ЦБ, говорит, что идея создания мегарегулятора на базе Банка России с подчинением ему ФСФР теоретически обсуждалась, но ни о каких практических шагах в этом направлении ему неизвестно. В ФСФР от официальных комментариев вчера отказывались. "Сейчас срочно необходимо усиление ФСФР, - говорит источник, знакомый с ситуацией. - Потенциально создание мегарегулятора - это здорово, но в реализации этой идеи много юридических подводных камней: нужно менять закон о ЦБ, а также все законодательство на финансовом и страховом рынках. Это требует значительного времени".

Участники рынка уже размышляют, как скажутся идеи нового регулирования на их существовании. Зампред совета директоров Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) Петр Лансков считает, что "объединение в одном органе регуляторных и надзорных функций грозит конфликтом интересов". По его мнению, "выделение из ЦБ надзора над банками и его объединение в структуру, занимающуюся пруденциальным надзором за всеми остальными участниками финансового рынка, выглядело бы более логичным".

"Не думаю, что это даст позитивные изменения, - говорит президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров. - Во всем мире для разных отраслей существуют разные регуляторы. Финансовые рынки - это узкая сфера деятельности, и мало тех, кто в ней по-настоящему профессионален. ЦБ вряд ли сможет реализовать функции регулятора финансового рынка в полном, необходимом объеме". По мнению же главы НАУФОР Алексея Тимофеева, "трудно представить, что ЦБ пойдет на приобретение функций по надзору за страховыми компаниями, НПФ, микрофинансовыми организациями и за эмиссией всех ценных бумаг без возможного права регулирования деятельности этих участников".

Две недели от знакового совещания у Игоря Шувалова, в течение которых должны быть готовы предложения по реализации объединения ФСФР с ЦБ, истекают уже в следующий вторник.