На вчерашнем заседании пленума Верховного суда обсуждались несколько проектов постановлений, в том числе практика применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу Основную проблему с применением новых положений "арестной" статьи УПК председатель Верховного суда РФ связывал прежде всего с неоднозначным толкованием судьями самого понятия "предпринимательская деятельность"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
На вчерашнем заседании пленума Верховного суда обсуждались несколько проектов постановлений, в том числе практика применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу
НТВ
 
 
 
Основную проблему с применением новых положений "арестной" статьи УПК председатель Верховного суда РФ связывал прежде всего с неоднозначным толкованием судьями самого понятия "предпринимательская деятельность"
НТВ
 
 
 
Председатель Верховного суда, правда, заметил, что при применении новой редакции закона надо "руководствоваться правовым смыслом, а не революционной ненавистью неимущего к богатому"
НТВ

На вчерашнем заседании пленума Верховного суда обсуждались несколько проектов постановлений, в том числе практика применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, пишет газета "Коммерсант".

В апреле этого года в ч. 1 108-й статьи УПК (взятие под стражу) по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева были внесены существенные изменения, ограничивающие применение ареста к лицам, совершившим преступления в сфере предпринимательской деятельности. Новые положения 108-й статьи с некоторыми оговорками запрещают брать под стражу обвиняемых по 159-й (мошенничество), 160-й (присвоение или растрата), 165-й (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) и 174-й (отмывание, или легализация преступных доходов) статьям УК.

Как сообщил на заседании председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев, с момента принятия "президентских" поправок прошло всего два месяца, поэтому опыт их применения незначителен. За этот период в российские суды было подано 37 ходатайств об избрании ареста в качестве меры пресечения к лицам, обвиняемым или подозреваемым по "экономическим" преступлениям. Из них 16 было удовлетворено, а 21 - нет. Причем в 5 случаях решения об аресте были отменены судами вышестоящих инстанций.

Основную проблему с применением новых положений "арестной" статьи УПК председатель Верховного суда РФ связывал прежде всего с неоднозначным толкованием судьями самого понятия "предпринимательская деятельность". В этой связи в проекте постановления президиума судьям рекомендовалось при определении того, что является предпринимательской деятельностью, руководствоваться п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса (ГК) РФ, где разъясняется само это понятие.

"Если есть предприниматель, его бизнес зарегистрирован и целью является извлечение выгоды, а он совершил одно из преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, тогда на него распространяются новые правила избрания меры пресечения", - сказал уже после заседания Вячеслав Лебедев.

При этом господин Лебедев отказался комментировать применение поправок в ст. 108 УПК по конкретным уголовным делам, в частности, по делу экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева, сославшись на "судейскую этику".

Председатель Верховного суда, правда, заметил, что при применении новой редакции закона надо "руководствоваться правовым смыслом, а не революционной ненавистью неимущего к богатому".

Напомним, что 14 мая Хамовнический суд, удовлетворив ходатайство Генпрокуратуры, продлил Ходорковскому и Лебедеву, обвиняемым по неарестным 160-й и 174-й статьям УК, сроки содержания под стражей.

В ответ на это Михаил Ходорковский объявил голодовку, добившись, что с практикой применения новых положений УПК были ознакомлены Вячеслав Лебедев и президент Медведев. Однако 22 мая Мосгорсуд оставил решение Хамовнического суда в силе, сославшись, в частности, на то, что преступления, инкриминируемые им, "не относятся к сфере предпринимательской деятельности в том смысле, который законодатель предусмотрел в ст. 108 УПК".

"Московский городской суд поставил под сомнение тот факт, что господа Ходорковский и Лебедев занимались предпринимательством, теперь же выяснилось, что Верховный суд с этим не согласен и, следовательно, мы, адвокаты были правы", - цитирует газета адвоката Михаила Ходорковского Константина Ривкина.

После пленума Верховного суда стало известно об очередном аресте предпринимателя, обвиняемого в мошенничестве. 10 июня Тверской райсуд санкционировал арест бизнесмена Юрия Финка, которого 13 апреля этот же суд освободил из-под стражи под подписку о невыезде в связи с поправками в УПК РФ, внесенными по инициативе главы государства.

Юрий Финк записал видеообращение к президенту с рассказом о рейдерском захвате его бизнеса, осуществленном при помощи правоохранительных органов. "Я обращаюсь к президенту с надеждой, что будет положен конец всему этому беспределу и начнется полноценное честное разбирательство", - говорилось в нем.