Не исключено, что в ходе кризиса исчезнут целые сектора российского машиностроения Экс-президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Не исключено, что в ходе кризиса исчезнут целые сектора российского машиностроения
Архив NEWSru.com
 
 
 
Экс-президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон
Reuters
 
 
 
Рост безработица может побить все прогнозы
Архив NEWSru.com

Экономика России может понести новые серьезные потери. Не исключено, что в ходе кризиса исчезнут целые сектора российского машиностроения, а число безработных вырастет до 12–15 млн человек. Реализации этого сценария не помешает даже возможное к концу года некоторое оживление в сырьевых секторах, предупреждает "Независимая газета".

Все большее число ведущих мировых экономистов склоняются к мнению, что экономический кризис принимает затяжной характер и на выход из него потребуется несколько лет. Банковский кризис "пока только входит в новую фазу" и может продолжаться в США до 2013 года. С таким мрачным прогнозом в среду выступили представители американского рейтингового агентства Standard&Poor's. Как отметила управляющий директор агентства Таня Азаркс, "нет никаких причин говорить о том, что банковский кризис не продлится еще три или четыре года". Не ожидают скорого восстановления и другие американские экономисты.

Экс-президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон также заявил в минувший четверг, что он "не верит в быстрое восстановление в обозримом будущем". По словам Вулфенсона, споры о том, по какому сценарию будет развиваться нынешний кризис и будет ли кривая спада иметь форму V, U или L, еще продолжатся. V-образная рецессия означает быстрый "отскок" экономики и выход ее из спада. U-образная кривая предполагает более длительную стагнацию в нижней точке кризиса с постепенным переходом к восстановлению. Наконец, L-образная рецессия включает резкий спад и продолжительную депрессию вблизи дна так, как это было в период Великой депрессии 30-х годов. "Мне лично кажется наиболее вероятным развитие событий по последнему варианту", – заявил Вулфенсон.

Мнение Вулфенсона совпадает с оценкой лауреата Нобелевской премии по экономике Пола Кругмана, заявившего, что V-образная рецессия "крайне маловероятна". Профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини, который одним из первых предсказал наступление нынешнего финансового кризиса, полагает, что ожидания восстановления экономики США в третьем или четвертом кварталах этого года "слишком оптимистичны".

Рассуждения американских экономистов о возможном затяжном характере кризиса напрямую затрагивают Россию. Сценарий длинного кризиса предполагает сохранение низких цен на товары российского экспорта, низких доходов бюджета, а также спад инвестиций. При этом не исключен даже рост отдельных секторов, который практически не повлияет на общее ухудшение социально-экономической ситуации.

"Сегодня наблюдается самый настоящий коллапс в наименее технологичных и малоэффективных отраслях – например в машиностроении. Оборонные предприятия, которые управляются "чиновниками-бизнесменами", также оказались на грани выживания. При этом производство устаревшей продукции, не востребованной единственным потребителем, приходится останавливать", – отмечает партнер компании "Интерком-Аудит" Александр Верхов. По его словам, уже сейчас многие экономисты говорят о невозможности эволюционной модернизации российской экономики, которая нуждается в коренной перестройке с полным разрушением неэффективной ее части.

Рост безработицы может побить все прогнозы

"Затянувшийся период восстановления мировой экономики приведет к инвестиционному голоду российской экономики, что грозит чрезвычайно серьезными последствиями: банковским кризисом и потерей контроля государства на валютном рынке с угрозой гиперинфляции", – отмечает эксперт. При этом новый виток падения цен на нефть, по мнению Верхова, может иметь и социальные последствия – резкий рост безработицы до 12–15 млн человек и сжатие среднего класса.

Другие эксперты считают, что глубину кризиса характеризует не только рост безработицы, но и общее сокращение занятости. "В предкризисные годы значительную часть рабочих мест занимали люди пенсионного возраста. Сокращение занятости вытолкнет этих людей на пенсию, что формально не приведет к увеличению безработицы", – отмечает директор центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. По его словам, о скором восстановлении российской экономики сегодня могут говорить только записные оптимисты.

"Говорить о качественном переломе в российской экономике, пока не решена проблема "плохих" кредитов и нет определенности с тенденцией мировых цен на нефть, – слишком рано", – соглашается директор казначейства Евразийского банка развития Сергей Елагин. По его словам, необходимым условием восстановления российской экономики должно быть сохранение цен на нефть не ниже 70–80 долларов за баррель.

Тем не менее многие эксперты надеются на возможность быстрой адаптации экономики к условиям кризиса. "Сегодня отрасли начали приспосабливаться к новым условиям, и предприятия учатся работать в условиях кризиса. При сохранении нынешних цен на ресурсы экономика РФ не будет расти, однако и нового падения ей удастся избежать", – считает консультант компании "2К Аудит – Деловые консультации" Андрей Чернявский. По его мнению, Россия фактически лишилась такого локомотива, как сырьевой сектор, который в последние годы двигал всю отечественную экономику.

"В последние три года Россия росла за счет притока внешнего капитала и высоких цен на нефть, а сегодня наша экономика перестраивается на режим финансирования за счет внутренних ресурсов", – отмечает экономист "Тройки Диалога" Антон Струченевский. Он полагает, что экономика в декабре–январе прощупала дно кризиса и после этого более мрачных прогнозов не возникает. "Возврата в прежние уникальные парниковые условия уже не будет. Но российская экономика имеет опыт роста при ценах на нефть в 20 долларов за баррель в 2002–2003 годах", – напоминает Струченевский.

Эксперты сходятся во мнении, что кризис сильнее всего ударил по самым трудозатратным отраслям, в том числе машиностроению и ВПК. Не исключен сценарий, когда сырьевые отрасли снова пойдут в рост и даже обеспечат некоторый рост ВВП, а безработица продолжит расти, так как неэффективные трудозатратные производства в условиях дефицита финансовых ресурсов не смогут перестроиться и вынуждены будут погибнуть или резко сократить выработку и персонал.