Инвесторы ждут, что государство будет делать с акциями ЮКОСа, если Ходорковского и Лебедева осудят
 
 
 
Инвесторы ждут, что государство будет делать с акциями ЮКОСа, если Ходорковского и Лебедева осудят
Архив NEWSru.com

Западные инвесторы начали задумываться об исходе дела ЮКОСа: о том, что акции основателя компании Михаила Ходорковского и его партнера Платона Лебедева в случае, если суд признает их виновными, могут оказаться в руках правительства.

Первые предварительные слушания по делу Лебедева прошли в четверг. Если Лебедев будет осужден, его активы, включая акции ЮКОСа, может забрать государство, считают промышленные аналитики, адвокаты ЮКОСа и американские чиновники, следящие за этим делом. По мнению New York Times, статью которой публикует Inopressa, суд над Лебедевым является прелюдией к суду над Ходорковским, который ожидается в июне или июле.

Большинство аналитиков склоняется к мысли, что государство заберет только акции Ходорковского и Лебедева и не тронет активы других крупных акционеров ЮКОСа, которые получили их через инвестиционную компанию Ходорковского МЕНАТЕП. "Значительный кусок акций МЕНАТЕПа может вернуться в руки государства. Вопрос: что дальше? Выставит ли правительство акции на тендер? Поместит их в правительственный траст? Продаст другой российской нефтяной компании?" - рассуждает Пол Коллисон, аналитик московского отделения UBS Brunswick.

Акции Ходорковского в ЮКОСе на момент его ареста в октябре прошлого года стоили 7,8 млрд долларов, а с тех пор выросли до 15 млрд. Лебедев является четвертым крупнейшим акционером ЮКОСа, общая стоимость его активов, по информации Forbes, достигает 1,8 млрд долларов.

Многие эксперты утверждают, что Кремль делает из Ходорковского пример для других олигархов, которые в ходе приватизации 1990-х годов платили гроши за доллар на правительственных аукционах. "Государство не прекратит попыток сделать наглядное пособие из главных акционеров ЮКОСа и в перспективе отделить их от чрезвычайно прибыльной и сильной компании, - уверен Стивен Дашевский, нефтяной аналитик банка "Атон". - Скандалу вокруг компании и ее акционеров еще есть куда развиваться".

Российская прокуратура завела против Лебедева и Ходорковского дело о мошенничестве, хищениях и уклонении от уплаты налогов, причем в составе "организованной преступной группировки".

Если Лебедев будет осужден как физическое лицо, ему грозит до трех лет заключения. Но, получив приговор как член "организованной преступной группировки", он может провести за решеткой 10 лет с конфискацией имущества, в том числе и акций ЮКОСа.

Другим вероятным исходом является соглашение о признании вины, как было в случае с другим акционером ЮКОСа Василием Шахновским. Шахновский получил год условно за уклонение от уплаты налогов после того, как вернул неуплаченные налоги и заплатил штраф. Мало кто ожидает, что обвиняемые будут оправданы.

Инвесторы говорят, что они успокоятся, если правительство продаст акции ЮКОСа частному сектору. Впрочем, это вовсе не обязательно. Как отмечает New York Times, государство во многих развивающихся странах контролирует крупные пакеты акций энергетических компаний, акции которых выставляются на открытые торги. Примерами могут служить PetroChina и CNOOC в Китае, Petrobras в Бразилии и российская газовая монополия "Газпром".

"Активы ЮКОСа когда-то принадлежали государству, - сказал глава аналитического отдела брокерской фирмы "Тройка-Диалог" Джеймс Фенкер. - Почему оно не может забрать часть этих активов?"

Но если государство решит передать акции ЮКОСа одному из конкурентов, например, лояльной Кремлю компании "Роснефть" или "Газпрому", это может напугать инвесторов и вызвать сомнения по поводу прав собственников во время второго срока президента Владимира Путина.

При этом президент Путин категорически отрицает возможность пересмотра приватизационных сделок.

"Нас интересует развитие ситуации применительно к иностранным инвесторам, - заявил во время визита в Москву на этой неделе член палаты представителей демократ Бен Чандлер. - Нас интересуют громкие дела, такие как дело Ходорковского, и мы надеемся, что суд будет справедливым, а у обвиняемых будет возможность себя защитить. Гарантии подобных свобод обеспечат новый приток капиталов в Россию".

Сложная структура управления акциями ЮКОСа затрудняет понимание того, кому сколько акций принадлежит. До неудавшегося слияния с нефтяной компанией "Сибнефть" Ходорковский непосредственно контролировал 4% ЮКОСа, а еще 22% - являясь бенефициарием трастового фонда.

В 2002 году Группа МЕНАТЕП сообщила, что ее главными акционерами являются Ходорковский, владеющий 9,5% акций, Леонид Невзлин (8%), Лебедев (7%), Владимир Дубов (7%), Михаил Брудно (7%) и Шахновский (4,5%). Еще 50% помещено в траст. Главным акционерам принадлежало 53,7% ЮКОСа до растворения акций в связи со слиянием с "Сибнефтью".

В начале этого года МЕНАТЕП разделил права собственности между восемью офшорными трастами, не назвав имен тех, в чью пользу они действуют.

Из шести главных акционеров ЮКОСа двое находятся в тюрьме, трое - в изгнании, так как опасаются преследований, а Шахновский уже получил обвинительный приговор.