Шведско-финской компании пришлось давать множество взяток в обмен на "защиту" от властных структур Узбекистана и получение новых клиентов Гульнара Каримова лично диктовала условия переговоров посредством ряда записок, претензий и уточнений, написанных по-русски и по-узбекски от руки на документах, которые удалось раздобыть программе Uppdrag Granskning
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Шведско-финской компании пришлось давать множество взяток в обмен на "защиту" от властных структур Узбекистана и получение новых клиентов
Reuters
 
 
 
Гульнара Каримова лично диктовала условия переговоров посредством ряда записок, претензий и уточнений, написанных по-русски и по-узбекски от руки на документах, которые удалось раздобыть программе Uppdrag Granskning
Reuters
 
 
 
Мы никогда не вели переговоров с Каримовой. Тогда у нас была дискуссия с фирмой Takilant, которая является нашим партнером в Узбекистане, и которая выступила с предложением о различных видах консалтинговых услуг, которые мы отклонили
Reuters

В Швеции обнародованы новые доказательства связи между телекоммуникационным гигантом TeliaSonera и дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой - певицей, дизайнером, блоггером, светской львицей и очень успешной предпринимательницей.

Шведско-финской компании пришлось давать множество взяток в обмен на "защиту" от властных структур Узбекистана и получение новых клиентов. Гульнара Каримова лично диктовала условия переговоров посредством ряда записок, претензий и уточнений, написанных по-русски и по-узбекски от руки на документах, которые удалось раздобыть программе Uppdrag Granskning ("Миссия: Расследование") шведского общественного телеканала SVT. Программа вышла в эфир 22 мая.

Ознакомиться с этими документами накануне выхода передачи смогли журналисты Радио "Свободная Европа"/Радио "Свобода" (RFE/RL).

Правоохранительные органы Швеции и Швейцарии в 2012 году начали расследование против TeliaSonera по подозрению в выплате свыше 300 миллионов долларов США в виде взяток приближенным Каримовой за право доступа на узбекский рынок телекоммуникаций в 2007 году. Кроме того, прокуратура Швеции завела дело за "взятки при отягчающих обстоятельствах" против нескольких сотрудников TeliaSonera.

Новые документы, показанные шведскими журналистами, позволяют предположить, что TeliaSonera дала согласие на выплату новых взяток совсем недавно - летом 2012 года.

Из-за "узбекского скандала" 1 февраля ушел в отставку генеральный директор TeliaSonera Ларс Нюберг.

Шведская благотворительность в обмен на "защиту"

Пакет оригиналов документов был передан редакции передачи "Миссия: Расследование" курьером, действующими от имени "источника по имени Александр", который связался со шведскими журналистами по электронной почте и оказался "хорошо знаком с конкретным нюансами работы TeliaSonera в Узбекистане".

Подлинность документов не может быть подтверждена на 100 процентов, но большая часть данных содержащихся в них, в том числе ранее неопубликованные списки сотрудников и остатки по некоторым счетам в швейцарских банках, были перепроверены шведскими журналистами и Узбекской службой RFE/RL, выяснившими, что данные достоверны.

Шведский графолог, с которым связалась "Миссия: Расследование", не смог сделать однозначный вывод, но он не имел никакого опыта работы с кириллицей. Однако когда образцы почерка Гульнары Каримовой показали графологу, знакомому с русским языком, он после сверки с заметками, сделанными на полях переданных документов, заявил RFE/RL, что почерк с 75-процентной вероятностью принадлежит Каримовой.

Один из документов представляет собой доскональное описание переговоров с TeliaSonera в течение лета 2012 года. Он, судя по всему, был составлен помощником Каримовой для того чтобы она смогла ознакомиться с ним.

Среди прочего, в документе упоминается "подтверждение" TeliaSonera о том, что компания согласна выплатить "единовременный взнос" в размере 5 млн долларов в обмен на два миллиона новых абонентов.

Подтверждение этого согласия, данного 31 июля 2012 года, является потенциально значимым, так как буквально за несколько недель до этого узбекские власти аннулировали лицензию конкурирующей компании "Уздунробита" - "дочки" российской МТС, оставив девять миллионов узбекских абонентов без сотовой связи.

Позднее, в сентябре 2012 года Ташкентский горсуд приговорил четырех менеджеров "Уздунробиты" к различным срокам, не связанным с лишением свободы, а также принял решение о передаче всего имущества компании в доход государству. Прокуратура Узбекистана обвинила ведущих менеджеров в выводе денежных средств из компании путем закупок оборудования по завышенным ценам, а также в "организации преступной группы в целях извлечения неконтролируемой прибыли".

Посредником между Каримовой и TeliaSonera в ходе переговоров являлся бывший топ-менеджер МТС Бекзодом Ахмедов, в то же самое время продолжавший работать в российской телекоммуникационной компании. Ахмедов в настоящее время проходит как подозреваемый в расследованиях швейцарских и шведских следственных органов.

В другом документе говорится о требовании к TeliaSonera заплатить 15 миллионов долларов для "защиты" от пяти государственных регулирующих органов Узбекистана: налоговой инспекции, таможни, антимонопольного комитета, государственной инспекции связи и МВД. В тексте отмечается, что можно организовать оплату в виде "спонсорской помощи на благотворительные цели", однако такая опция "будет дороже". TeliaSonera в ответ просит узбекскую сторону снизить суммы выплаты, соглашаясь на "защиту" от двух органов из пяти.

Попытка TeliaSonera снизить сумму взятки, описана в документе на узбекском языке, впоследствии решительно перечеркнутом, предположительно самой Каримовой. В конце документа рукой прописано требование не торопиться и выждать оговоренное время для конвертации средств: "Не давите пока!"

Не знали, не ведали

TeliaSonera всегда отрицала любую связь с Гульнарой Каримовой, которая официально не связана с телекоммуникационной индустрией Узбекистана. Генеральный директор TeliaSonera Пер-Арне Блумквист в ходе телепередачи подтвердил факт "спонсорства", оказываемого его компанией организации Каримовой - Фонд Форум. "Мы никогда не вели переговоров с Каримовой.

Тогда у нас была дискуссия с фирмой Takilant, которая является нашим партнером в Узбекистане, и которая выступила с предложением о различных видах консалтинговых услуг, которые мы отклонили", - сказал Блумквист в программе SVT.

В то же время TeliaSonera отрицает факт подкупа и заявляет, что не знает о том, что Takilant принадлежит Каримовой.

Ранее в этом году "Миссия: Расследование" канала SVT сообщала, что TeliaSonera заключила миллионные контракты на предоставление услуг мобильной связи в Узбекистане, а средства, выплаченные компанией в обмен на контракты, были направлены через некую Гаянэ Авакян, которая близка к дочери президента Узбекистана Ислама Каримова.

Гаянэ Авакян, как доказали журналисты, точно имеет отношение к компании Takilant, которая была местным партнером TeliaSonera, когда та проводила сделки в Узбекистане. За лицензии 3G Takilant получила около 337 млн долл. В то же время в бухгалтерских записях Takilant нет следов от платежей TeliaSonera.

Недавно шведские журналисты также обвинили TeliaSonera в предоставлении государственным органам целого ряда постсоветских государств - Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана - неограниченного доступа к телефонным и интернет-разговорам лидеров и активистов оппозиции. Подозревают, что впоследствии эта информация использовалась для преследования политических противников властей.

Гульнару Каримову считают одной из самых богатых и влиятельных женщин Узбекистана и даже возможной преемницей своего отца на посту президента страны. Каримова, в прошлом посол Узбекистана в Испании, сейчас является организатором и попечителем Фонда "Форум культуры и искусства Узбекистана", который является официальным партнеры ЮНЕСКО в Узбекистане. В 2008 года Каримова была назначена постоянным представителем Узбекистана при ООН и других международных организациях в Женеве.

Как отмечает RFE/RL, недавно один из американских дипломатов описал ее как "феодала-разбойника", отнимающего активы узбекских компаний для поддержки финансового благополучия своей семьи, владеющей миллиардами долларов.