Впервые в российской корпоративной истории база одного из крупнейших регистраторов стала достоянием мошенников. В интернете появилось объявление о продаже базы данных "НИКойла", содержащей реестры акционеров нескольких сотен российских компаний.
Многие из оказавшихся в украденном списке рискуют подвергнуться недружественному поглощению, а их миноритарии – потерять свои акции, опасается "Коммерсант".
- Рейдеры: пираты XXI века захватывают недвижимость и акции
- Как похищают и продают базы данных в России
- Самая шумная афера: кража базы данных Центробанка
На прошлой неделе на сайте zahvat.ru в разделе "Враждебные поглощения" появилось объявление о продаже базы регистрационной компании "НИКойл" по состоянию на 1 августа. В объявлении была указана цена базы – 12 тысяч долларов и электронный адрес продавца. "НИКойл" – один из крупнейших российских регистраторов: один только московский офис ведет реестры акционеров 380 эмитентов, среди которых такие крупные компании, как "Лукойл" и МТС.
Законодательство считает данные реестров акционеров закрытой информацией, раскрывать которую эмитент обязан лишь в строго определенных случаях и в ограниченном объеме. А, например, адреса и паспортные данные акционеров раскрываться не должны вообще. Такая закрытость оправдана тем, что все акции в России существуют не в бумажном виде, а в виде записей на счетах в реестре. Располагая же персональными данными акционера, можно списать его акции по поддельной доверенности, что весьма распространено в российской "предпринимательской практике", указывает "Коммерсант". Пострадать от таких действий может не только акционер, но и эмитент, который должен будет возместить своему совладельцу ущерб.
Анонимный собеседник газеты из числа корпоративных захватчиков (рейдеров), пожелавший остаться неназванным, рассказал, что профессионалы узнали о продаже этой базы примерно месяц назад. Тогда база предлагалась по цене около 100 тысяч долларов. Это, по мнению рейдеров, "реальная цена", поскольку база данных по одному эмитенту стоит в среднем 15-30 тысяч. Относительную дешевизну, когда реестры акционеров 350 эмитентов продают за 12 тысяч, рейдер объяснил тем, что серьезного покупателя уже нашли и теперь пытаются заработать на вторичной продаже.
Клиенты "НИКойла" выразили крайнее удивление происшедшим. "Это невозможно, - сказал первый замгендиректора домостроительного комбината #1 Андрей Паньковский. - "НИКойл" известен нам как надежный партнер, умеющий хранить свои и чужие тайны. Если же сведения об утечке соответствуют действительности, то это очень неприятно".
"Бояться нам в принципе нечего, поскольку эта информация не является особо закрытой. Хотя, мягко говоря, это непрофессионально, и мы подумаем о смене реестродержателя",– заявил председатель совета директоров ОАО "Волгоградский речной порт" Юрий Скороходов.
Руководство "НИКойла" тем временем спешит успокоить клиентов. "Расследование, которое мы сейчас проводим, показало, что если какая-то информация у продавцов и есть, то она крайне незначительна и касается ограниченного круга эмитентов, к которым крупнейшие компании не относятся, - заявил газете гендиректор регистрационной компании Максим Калинин. - Продавцы могли скомпилировать сведения, которые мы в разное время предоставляли правоохранительным и налоговым органам, поэтому вероятность того, что утечка информации произошла не от нас, равна 97%... Это может быть попытка скомпрометировать регистратора".
Современные пираты захватывают чужую недвижимость без оглядки на закон. Их называют рейдерами, и они стали важной частью современной России. Рейдеры делают деньги на захвате чужой собственности. Они приходят внезапно, оставляя за собой разрушенные предприятия, разорённый бизнес и огромные убытки.
Их доходы исчисляются миллиардами, а действия почти всегда остаются безнаказанными. Правоохранительные органы предпочитают оставаться в стороне. Мол, власть не вмешивается в "споры хозяйствующих субъектов" и "корпоративные конфликты". Нет надежды и на арбитражные суды. Сверхприбылей современных пиратов вполне хватает, чтобы склонить на свою сторону весы правосудия, а богатый опыт позволяет умело использовать дыры современного российского законодательства, подчеркивает газета "Версия".
Точного числа силовых захватов, произошедших в России за последние годы, не может назвать никто. Известно лишь, что за все постперестроечное время в России были осуждены участники лишь одного силового захвата.
Из приговора суда: "...в 6 часов того же дня по указанию и под руководством подсудимых, вопреки установленному порядку, разбив стекла окон, нанятые ими лица незаконно проникли в помещение административного здания ОАО, где применили насилие к контролерам контрольно-пропускного пункта: нанесли несколько ударов деревянным черенком по телу и голове Бегунова В.В., повалили на пол Федорова С.В., после чего вывели потерпевших за пределы здания ОАО вопреки их воле..."
Битые стекла, кровь, люди в масках — классическая картина любого силового захвата, которую мы с завидным постоянством видим на экранах телевизоров в криминальных новостях. На самом деле драматичное "маски-шоу" лишь финальная часть работы рейдеров. От возникновения замысла до непосредственного штурма объекта порой проходят годы.
Итак, как же захватить офис, завод или, к примеру, гостиницу? Самые примитивные и тем не менее действенные способы забрать себе чужой бизнес могут осилить даже люди, в делах рейдерских не осведомленные. Один из них основан на фиктивной купле-продаже имущества. Делается все до безобразия просто. Для этого вам необходимо запастись наглостью, компьютером, цветным принтером и паспортом умершего человека или потерянного алкоголика, бомжа и т.д. Для начала вы на чужой паспорт создаете подставную фирму. Затем выбираете объект захвата и добываете любой документ с печатью его владельца. Далее придумываете липовый договор купли-продажи, по которому объект переходит к вам в собственность. Для пущей убедительности при помощи компьютера и принтера переносите на него печать настоящего собственника. Кроме того, под документом необходима подпись нотариуса. Ее можно подделать или купить настоящую за деньги.
Далее необходимо обратиться в регистрационную палату. Но дело в том, что она не обязана проверять подлинность документов, а просто автоматически выдает вам государственное свидетельство на право собственности. Затем вы можете действовать по двум сценариям. Либо просто судиться с истинным владельцем, активно "подкармливая" органы правосудия, либо перепродать липовую собственность другой подставной фирме. В этом случае она уже станет добросовестным приобретателем и имеет хорошие шансы превратиться в полноправного владельца. Так, именно по подобной схеме в феврале 2004 года был проведен захват ОАО "НИИ электронных материалов и изделий".
Прибыль от таких афер с учетом всех издержек может составлять до 1000%. Менее прибыльный, но зато и более безопасный для организаторов и участников способ захвата основан на манипуляциях с акциями того или иного предприятия. Как правило, в таких случаях милиция и прокуратура попросту разводят руками. Придраться не к чему.
Для проведения так называемой черной схемы захвата достаточно лишь 10-15% акций предприятия. "Распыленка" - самый лакомый кусок для опытного российского рейдера - это предприятия, где крупный пакет акций принадлежит его же работникам. Такие предприятия, как правило, убыточны и акции не приносят никаких дивидендов их владельцам, посему последние с ними легко расстаются за смешные деньги. Для рейдеров же они представляют интерес в первую очередь в качестве объектов недвижимости, цены на которую в Москве не перестают расти.
Если захват происходит по "серой" схеме, то рейдеры получают предприятие, попросту скупив по дешевке контрольный пакет его акций. В принципе ничего противозаконного в этом нет. Недружественные поглощения - суровая реальность всей мировой экономики. Правда, в случае захвата скупка акций не всегда происходит в рамках закона. Зачастую на акционеров оказывается психологическое и даже физическое давление. Не обходится и без коррупционной составляющей: чтобы получить информацию об акционерах, рейдеры нередко подкупают чиновников.
По данным правительства Москвы, за 2005 год в столице было зафиксировано более 80 случаев так называемых корпоративных конфликтов, которые в большинстве были не чем иным, как силовыми захватами. По эпизодам восьми из них сегодня возбуждены уголовные дела. Речь идет о попытках захвата ПК "Полимер-Комплекс", ЗАО "Аптека №244 "На Валовой", ЗАО "Машмир", ОАО "Гипромез", ЗАО "Электро", ОАО "СМНУ-769", ООО "Политерн", ООО "Колорит". Как правило, правоохранительные органы квалифицируют их как "мошенничество" (статья 159 УК РФ) и "самоуправство" (статья 330 УК РФ). Однако с недавних пор Генеральная прокуратура значительно ужесточила свои позиции в этом вопросе.
Пик рейдерских атак пришелся на минувший 2004 год. Тогда в Москве были отмечены попытки 177 силовых захватов.