Так называемая "арабская весна" – явление исключительно сложное, многоплановое, комбинированное, убежден Александр Игнатенко
 
 
 
Так называемая "арабская весна" – явление исключительно сложное, многоплановое, комбинированное, убежден Александр Игнатенко
Наука и религия

Известный российский политолог и исламовед, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Александр Игнатенко в интервью соредактору журнала "Наука и религия" Марку Смирнову прокомментировал драматические события, которые на протяжении минувшего года происходили в странах Северной Африки и Ближнего Востока.

По мнению А.Игнатенко, так называемая "арабская весна" – явление исключительно сложное, многоплановое, комбинированное. В этих событиях прочитывается несколько слоев. Прежде всего - это восстание, бунт, возмущение народных масс тяжелыми социально-экономическими условиями. Очень характерно, что эти революции сначала в Тунисе, затем в Египте и далее по арабскому миру совпали с резким подорожанием основных продуктов питания.

Есть, как считает эксперт, и другой слой - в некотором смысле принципиальный. Во всех этих странах режимы, некогда революционные и националистические, за прошедшие десятилетия выродились и стали режимами личной власти и собственности. Говоря попросту, они грабили свои народы. Но выросли новые элиты, которые хотели бы тоже воспользоваться теми благами, теми преимуществами, которые дает пребывание у власти.

Третий слой в рассматриваемых событиях – это так называемые цветные революции, которые представляют собой перераспределение власти и собственности между элитными группами.

В Египте, начиная с 2006 года, было несколько попыток цветных революций - например, в 2008 году. Однако их лидерам не удавалось мобилизовать широкие массы людей. События рубежа 2010–2011 годов дали эту массовую поддержку населения. На площади Тахрир они смогли собрать большое число людей, которые протестовали – одни против одного, другие против другого, но появился общий вектор: "уходи!"

С этими словами толпы людей обращались к Мубараку в Египте, к Бен Али в Тунисе, сейчас обращаются к президенту Салеху в Йемене и т.д. Это относится и к Каддафи, который ливийской элите окончательно надоел. И в Ливии, и среди ливийских эмигрантов сложились оппозиционные группы, которым не нравился режим личной власти Каддафи, абсолютно равнодушной к интересам ливийцев и элитных групп. Некоторые аналитики говорят: Каддафи создал такие условия для ливийцев, в которых они как сыр в масле катались. Но на самом деле это не так. И события в Ливии показали, что народ – во всяком случае, значительная его часть, – крайне недоволен тем, что происходило в стране.

Однако с началом всех этих революционных событий появились те противоречия, которые держались под спудом в арабских странах, – противоречия национально-религиозные. Мы являемся свидетелями того, как в арабских странах разворачиваются национально-освободительные движения. При этом в определенном смысле их можно назвать антиарабскими, потому что поднимают голову те народы, чьи права подавлялись. Это в первую очередь курды в Ираке, Сирии, а также копты в Египте, берберы или амазиги, как они себя называют, в Северной Африке, далее – персы в государствах Персидского залива, африканцы в Мавритании. Уже этого достаточно, чтобы их движения могли взорвать арабский мир и отдельные арабские страны.

Когда говорят о внешнем воздействии на события в арабском мире, то привычно имеют в виду Запад, Соединенные Штаты Америки, НАТО. Между тем здесь нужно, в первую очередь, говорить об Иране и Турции. Эти государства стремятся разыграть свою игру. Турция вмешивается во внутренние дела Сирии, Иран самым серьезным образом влияет на события в арабском мире, что очень хорошо видно в Ираке, в Сирии, в Ливане, а также в арабских государствах Персидского залива, Саудовской Аравии, Йемене… Во всех этих государствах есть шиитское меньшинство, в Бахрейне шиитов большинство, и здесь возникает серьезнейшая проблема, а именно формируется национально-освободительное или религиозно-освободительное движение шиитов. Суннитские монархии обвиняют Иран в прямом вмешательстве в эти события.

Ситуация в Бахрейне показывают, что, с одной стороны, там есть суннитская мобилизация, а с другой - шиитская. Любопытная вещь: зарубежные консульства Бахрейна выдают паспорта своей страны суннитам из других аравийских государств: Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и т.д. Они даже могут оставаться жить у себя в Саудовской Аравии, но предполагается, что, когда в Бахрейне будут проходить выборы, обладатели новых паспортов, будучи гражданами страны, будут голосовать и тем самым составят фиктивное суннитское большинство граждан Бахрейна, где на самом деле шииты составляют большинство.

Таким образом, в исламском мире сложилась довольно сложная ситуация, которая не укладывается в понятие "революция". Как будет развиваться это сложное, комбинированное социально-политическое движение, сейчас очень трудно сказать, но, вероятнее всего, раздробление существующих государств по религиозно-этническому принципу. Распадение Ливии на две, а то и более частей; возможно распадение Сирии, не исключено это и в Саудовской Аравии. Уверен, карта Ближнего Востока в обозримом будущем станет как-то видоизменяться.