Патриарх Московский и всея Руси Алексий II считает, что духовенство в армии не может выполнять функции полицейских Священники в армии должны заниматься воспитанием, а не борьбой с неуставными отношениями. Об этом он заявил, отвечая на вопрос РИА "Новости" на брифинге в ходе 10-го Всемирного Русского Народного Собора во вторник в Москве.
"Когда возник вопрос о том, чтобы законодательно допустить священнослужителей в армию, я сказал, что мы не можем брать на себя функции армейских полицейских и хватать за руку тех, кто занимается "дедовщиной". Присутствие священников в армии имеет воспитательное значение", - сказал Алексий II.
По его словам, опыт показывает, что беседы со священниками, в частности на флоте, удерживают людей от самоубийств. В качестве примера Алексий II привел случай на Балтийском флоте, когда, по его словам, "одна беседа со священником удержала человека от самоубийства".
Патриарх подчеркнул, вместе с тем, что вопрос о введении института военных капелланов был инициирован не Русской Православной Церковью. "И если такое решение будет принято, то нам потребуется время, чтобы подготовить кадры", - отметил Патриарх. За последние 10-15 лет было открыто более 20 тыс. приходов, и "все их нужно было обеспечить священнослужителями", пояснил Алексий II. "Только что мы вышли из кризиса, в котором находились приходы, не имея своих священнослужителей", - сказал он.
В то же время глава РПЦ сообщил, что "сейчас приходские священники работают в армии по совместительству и не безуспешно, в "горячих точках" поддерживают дух наших воинов".
Мусульманские деятели также высказались за присутствие священников в армии. Но духовенство не должно иметь воинских званий, считают участники "круглого стола", прошедшего во вторник в Москве.
"Считаю обязательным введение института полковых священников, поскольку нужно воспитывать наших молодых людей. Однако введение священников в штат - это нарушение конституционного разделения государства и религии", - сказал и.о. первого зампреда Координационного центра мусульман Северного Кавказа Шафиг Пшихачев.
Его мнение полностью разделил руководитель мусульманской правозащитной организации "Аль-Хак" ("Справедливость") Камилжан Каландаров. "Военные священники в армии нужны, однако не нужны священники в погонах", - сказал он "Интерфаксу".
Каландаров также призвал к обсуждению законопроекта о введении института военного духовенства и заявил о необходимости привлечения общественного мнения к решению этого вопроса.
Между тем начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский в понедельник на пресс-конференции призвал "не делать скоропалительных выводов относительно перспектив введения в армии института военных священников в качестве одной из мер борьбы с дедовщиной". Если это произойдет, отметил военачальник, будет "непростая интеграция в существующую систему воспитательной работы".
Юрий Балуевский подчеркнул, что уже сегодня военнослужащие имеют возможность в армейских условиях молиться и отправлять другие религиозные надобности и нужно продуктивнее использовать это конституционное право граждан.
Такое разъяснение генерал Балуевский сделал в понедельник на презентации книги-справочника "Вооруженные силы РФ - 2005". В сборнике представлены итоги деятельности военного ведомства за прошлый год и изложены приоритетные направления на текущий год, сообщает "Интерфакс".
Депутаты Госдумы РФ высказывают мнение, что введение института полковых священников потребует изменения Конституции РФ. В частности, первый заместитель председателя комитета по обороне Госдумы Алексей Сигуткин напомнил, что Россия – многоконфессиональное государство. Кроме того, "Церковь в России отделена от государства. Так как армия - это часть государства, то, думаю, введение института полковых священников потребует изменения Конституции".
Между тем, согласно мониторингу общественного мнения, проведенному порталом "Религия и СМИ", посетителям которого был задан вопрос: "Что может остановить в армии дедовщину?" - больше половины россиян (50,6%) поддержали идею создания военной полиции, 22% предложили ввести институт штатных психологов, и лишь на третьем месте, с результатом 18,4%, оказался институт военных капелланов.