Для Ходорковского в зоне создан "особый закон". Он весь поседел, но "выглядит очень достойно" Заключенные внутри зоны зовут олигарха "Михалыч", а "синие" (бывшие зэки, как правило, местной колонии, которые организовали в своем городе ОПГ, "синими" их называют из-за татуировок) - "Ходя"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Для Ходорковского в зоне создан "особый закон". Он весь поседел, но "выглядит очень достойно"
www.khodorkovsky.ru
 
 
 
Заключенные внутри зоны зовут олигарха "Михалыч", а "синие" (бывшие зэки, как правило, местной колонии, которые организовали в своем городе ОПГ, "синими" их называют из-за татуировок) - "Ходя"
НТВ
 
 
 
Авторитетные краснокаменцы по-своему излагают историю злоключений олигарха. "Путин хотел, чтобы тот поделился с ним, - объясняет молодой, но уже авторитетный краснокаменец. - Ходя не поделился и попал на нары"
НТВ

У бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, отбывающего наказание в колонии общего режима ЯГ 14/10 в городе Краснокаменск в Читинской области, в пятницу завершилось длительное свидание с женой.

Мать Ходорковского Марина Филипповна и супруга Инна, приехавшие на свидание к экс-главе ЮКОСа, остановились в пятиэтажном панельном доме. При этом друзья Ходорковских недавно купили для них четырехкомнатную квартиру в пятиэтажном кирпичном доме в центре города. Раньше она принадлежала экс-мэру города Сергею Вечерину, который, уезжая из города, продал роскошное по здешним меркам жилье. Но пока в квартире идет ремонт - и семье опального олигарха приходится обходиться "панелькой".

Марина Филипповна осмотрела экспозицию с раскопок городища хана Есунгу - племянника Чингисхана. Городище находится в 40 км от Краснокаменска, и раскопки там до сих пор продолжаются. Помимо этого, матери Ходорковского показали экспонаты, связанные с декабристами и заключенными на рудниках, национальные костюмы, а также утварь, найденную на местах раскопок древних городищ, сообщает "Интерфакс".

Марина Филипповна ездит по Краснокаменску на такси, которое стоит 40 рублей "от точки до точки" (только на зону таксисты везут за двойную плату), сообщает Gazeta.ru. Марина Филипповна говорит о своем кратком свидании с сыном. "Рано утром я встала и сделала котлеты: рыбные и мясные, сделала свеклу с майонезом, сыром и чесноком, - перечисляет она. - Еще сыр ему принесли и мясо запеченное".

"Михаил выглядел довольно прилично, - рассказывает Марина Ходорковская. - Подтянутый. По сравнению с СИЗО выглядит лучше: он же теперь на свежем воздухе и там много солнышка, а в изоляторе 2 года солнца не видел, и лицо у него было серое. Правда, теперь он очень поседел".

Место, где сейчас проходит свидание Михаила и Инны Ходорковских, по оценке Марины Филипповны, "выглядит очень достойно: чисто, аккуратно, красивые обои и хорошие занавесочки". Собственно, комнат две: прихожая с двумя креслами, диваном, столиком и тумбочкой - и "спальня", в которой стоят кровать и шкаф. А кухня, туалет и душ - общие на все шесть комнат и расположены в конце коридора. Впрочем, душ (две кабины) еще не доделан после глобального ремонта в комнатах свиданий.

При свидании с родными Михаил Ходорковский обмолвился, что для него в зоне создан "особый закон". "За ним постоянно следят, выискивая возможность к чему-либо придраться, - говорит мать олигарха. - Причем он подчеркнул, что это инициатива не работников колонии - инструкции спущены сверху".

Кроме того, на свидании Ходорковский рассказал, что научная работа у него не складывается. "Времени мало. Он освобождается в 18:00 часов, а в 22:00 выключают свет (в жилых бараках). А ведь еще ужинать надо", - говорит Марина Ходорковская. Впрочем, по ее словам, за колючей проволокой Ходорковский все-таки написал несколько научных статей, но отправить их никуда не смог: администрация была категорически против. Даже несколько писем, отправленных олигархом своей школьной учительнице, потерялись где-то в лагерной цензуре.

Сам Ходорковский говорит, что сидит с контингентом, который "годится ему в сыновья". "Телевизор почти не дают ему смотреть", - вздыхает Марина Филипповна: вечерами в комнате отдыха перед телевизором собирается около 60 молодых ребят, которые любят смотреть концерты сатириков и сериал "Зона", а Ходорковский же предпочитает другие программы. Впрочем, сказал олигарх матери, отношения с другими заключенными у него ровные.

Представители криминального мира Краснокаменска подтвердили это. "Нормальный мужик, - сказал местный "авторитет", тесно связанный с колонией. - Ни он к кому особо не лезет, ни к нему. На первых порах он еще допускал проступки, как любой "первоход". Но косяков за ним нет".

Заключенные внутри зоны зовут олигарха "Михалыч", а "синие" (бывшие зэки, как правило, местной колонии, которые организовали в своем городе ОПГ, "синими" их называют из-за татуировок) - "Ходя".

"Кидать ему на уши бесполезно, - говорит другой экс-заключенный. - Он на любой вопрос отвечает всегда по-умному, как в книгах пишут. Не все слова поймешь. Он ходячий кодекс, все законы знает. С администрацией так темы разводит, что обалдеешь". "Приятно с ним общаться", - добавляет первый "авторитет".

Один из бывших заключенных вспомнил, что недавно "Ходе с воли передали золотые наручные часы". По данным блатного, родные зэков, получивших свидание, как-то пронесли часы в зону, а после свидания солагерники "сумели обойти жесткий шмон". "Краску еще он заказал, чтобы стены в бараке покрасить", - вспоминают зэки. Однако они развенчали слухи, что друзья бывшего олигарха "подогрели зону на товарный вагон с продовольствием". "Не слышал. И невозможно такое", - кратко ответил один из "положенцев".

Авторитетные краснокаменцы по-своему излагают историю злоключений олигарха. "Путин хотел, чтобы тот поделился с ним, - объясняет молодой, но уже авторитетный краснокаменец. - Ходя не поделился и попал на нары".

"Я бы сам так сделал, - продолжает собеседник, - делиться с Путиным - западло, потому что он хоть и президент, но "красный".

Осужденный на 8 лет лишения свободы экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский теперь сможет посвящать больше времени общению со своими адвокатами. Одновременно эту же привилегию получат и все остальные заключенные России. Это произойдет благодаря решению Верховного суда, который признал несоответствующей законодательству часть Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласно которой осужденным разрешается общаться со своими адвокатами не более четырех часов в нерабочее время. Об этом в пятницу пишет газета "Время новостей".

Чтобы добраться из Москвы до города Краснокаменска, где в колонии общего режима ИК-10 содержится опальный олигарх Михаил Ходорковский, его адвокатам приходится преодолевать 6,5 тысяч км. На дорогу уходит 29 часов - сначала на самолете, потом на поезде. А ездить адвокатам приходится часто.

Как сообщил адвокат Юрий Шмидт, обжаловать решение Верховного суда вправе только Минюст. Вчера выяснить у представителей Минюста, собираются ли они подавать апелляцию на решение ВС, не удалось.

Между тем, по мнению Юрия Шмидта, решение ВС по жалобе Ходорковского распространяется не только на защитников экс-главы ЮКОСа, но и на все адвокатское сообщество. Такого же мнения придерживается и адвокат Лариса Мове. Она оценила решение Верховного суда как "прецедент и важнейшее решение масштаба всей страны". "Теперь любой адвокат сможет воспользоваться этим правом", – сказала она "Независимой газете".

Впрочем, в Верховном суде РФ позицию адвокатского сообщества не разделяют. "У нас не прецедентное право, – напомнили в высшей судебной инстанции. – Мы разбираем каждый отдельно взятый случай".