Военное следственное управление по Москве во вторник отказало в возбуждении уголовного дела по факту прослушивания сотрудниками ФСБ 22 мая 2006 года телефонных разговоров тогдашнего члена Совета Федерации Левона Чахмахчяна без санкции суда, пишет "Коммерсант". Чахмахчян после отставки с должности сенатора был обвинен в хищении путем мошенничества 300 тысяч долларов, которые, считает следствие, он собирался получить у авиакомпании "Трансаэро", и ныне находится в заключении, ожидая суда в СИЗО. Военные следователи признали, что сотрудники ФСБ имели право начать прослушивать сенатора за день до получения судебной санкции, так как это был "безотлагательный случай". Теперь эта практика может получить широкое распространение, полагает "Коммерсант".
С заявлением о незаконности прослушивания сотрудниками ФСБ в мае-июне 2006 года телефонных переговоров Чахмахчяна, тогда еще действующего члена Совета Федерации от парламента Калмыкии, обратился в Следственный комитет при прокуратуре (СКП) адвокат Роберт Зиновьев, защищающий своего подавшегося в бега коллегу Бориса Кузнецова. В отношении последнего возбуждено дело о разглашении секретной справки ФСБ по делу его бывшего подзащитного Чахмахчяна, и в настоящее время по постановлению следствия проводится комиссионная судебная экспертиза с целью определить степень секретности упомянутой справки.
Сам Кузнецов с лета находится в Германии, иногда наведываясь к дочери, проживающей в Париже, а в России его интересы в правоохранительных органах представляют адвокаты Генри Резник и Роберт Зиновьев. Левон Чахмахчян отказался от услуг Бориса Кузнецова, поскольку "шум вокруг этого дела больше не нужен".
Зиновьев сообщил "Коммерсанту", что как ФСБ, так затем и судья Верховного Суда Анатолий Бризицкий, давший санкцию на прослушивание разговоров Левона Чахмахчяна с 23 мая 2006 года, нарушили статью 98 Конституции РФ, гласящую, что "члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий". В этой статье указано, что лишить действующего сенатора неприкосновенности вправе лишь Совет Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. Между тем генпрокурор Юрий Чайка подал такое представление в СФ уже после добровольной отставки Чахмахчяна с поста сенатора и получил ответ от руководителя этого органа Сергея Миронова о том, что бывший член Совета федерации и так лишен всех привилегий, связанных с должностью, в том числе и неприкосновенности.
Между тем следственное управление при Московской городской прокуратуре, в которое обратился по этому поводу адвокат Зиновьев, разделило его заявление на две части: прослушивание разговоров сенатора Чахмахчяна в течение одного дня без санкции суда и его прослушивание еще две недели с санкции судьи Верховного Суда. По второй части адвокату было отказано даже в проведении проверки: следователи решили, что они не вправе проверять законность судебных санкций на оперативно-розыскные мероприятия (которые, как написал адвокату Верховный Суд, в кассационном и надзорном порядке также не могут быть обжалованы).
Первую же часть жалобы адвоката Зиновьева, касающуюся действий сотрудников ФСБ, следственное управление при прокуратуре Москвы переправило в военное следственное управление, откуда адвокату на днях и пришел ответ: в возбуждении уголовного дела против сотрудников ФСБ отказано. Согласно постановлению военного следователя, сотрудники ФСБ руководствовались статьей 8 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности", по которой "в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации" допускается прослушивание телефонных переговоров без санкции суда с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов.
По словам адвоката Зиновьева, этот ответ следствия его не удовлетворил, так как эта же статья упомянутого Закона гласит, что специальное решение о прослушивании лица без санкции суда должен был принять "один из руководителей органа, осуществляющего оперативную деятельность". В данном же случае справка о прослушивании сенатора была подписана старшим оперуполномоченным службы экономической безопасности ФСБ Олегом Паршуковым, который оказался единственным, кто был опрошен в ходе доследственной проверки. Адвокат намерен ознакомиться с ее результатами, после чего обжаловать отказ в возбуждении дела против сотрудников ФСБ в Следственный комитет при прокуратуре РФ. Если жалобы адвоката будут отклонены, это означает, что оперативным службам можно прослушивать любые телефонные переговоры в течение суток без разрешения суда. Главное - поставить суд в известность, что такие прослушки ведутся, предупреждает "Коммерсант".
По данным следствия, экс-сенатор от Калмыкии Чахмахчян, а также инспектор Счетной палаты Армен Оганесян (его зять) и главный бухгалтер общественного объединения "Ассоциация российско-армянского делового сотрудничества" Игорь Арушанов обвиняются в хищении полутора миллионов долларов. Председателем этой организации также является Левон Чахмахчян. Трое должностных лиц, по версии прокуратуры, заполучили деньги путем мошенничества с авиакомпанией "Трансаэро".
Сотрудники Счетной палаты выяснили, что ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" незаконно пользовалась льготами по освобождению от уплаты таможенных пошлин и налоговых сборов при временном ввозе на территорию страны воздушных судов, запчастей и двигателей к ним. По мнению проверяющих, сумма, недополученная федеральным бюджетом из-за этих нарушений таможенного законодательства, составила 7,3 миллиарда рублей. Чахмахчян, используя свое должностное положение, решил воспользоваться сложившейся ситуацией и предложил за полтора миллиона долларов изъять из акта проверки сведения о предъявленных к "Трансаэро" требованиях, полагает следствие. Большая часть этой суммы должна была быть перечислена на основании фиктивных договоров на счета подставных фирм, а 300 тысяч долларов предполагалось передать наличными.
2 июня 2006 года Чахмахчян и Арушанов в служебном помещении "Трансаэро" заключили с заместителем гендиректора Плешаковым фиктивный договор. По его условиям, авиакомпания должна была перечислить в "Московский кредитный банк" 22,5 миллиона рублей на расчетный счет подставной фирмы ООО "Эксилон" за проведение рекламной кампании.
Затем Чахмахчян и Арушанов заключили с Плешаковым еще один фиктивный договор, согласно которому авиакомпания перечисляет почти 10 миллионов рублей на расчетный счет ООО "Юниос". Эта подставная фирма была зарегистрирована по похищенному паспорту.
Заключив и подписав договоры, Чахмахчян и Арушанов получили от Плешакова наличными 300 тысяч долларов США, "имея реальную возможность распорядиться ими по своему усмотрению", отмечают в прокуратуре. Но при получении денег злоумышленников задержала группа сотрудников ФСБ. Данное дело с грифом "совершенно секретно" поступило в Верховный суд в конце июля.
Очередное судебное заседание по делу Чахмахчяна, сообщает РИА "Новости", в связи с неявкой одного из потерпевших отложено до 13 ноября.