В Кремле сочли провокационным вопрос о возвращении памятника Дзержинскому на Лубянку
 
 
 
В Кремле сочли провокационным вопрос о возвращении памятника Дзержинскому на Лубянку
Moscow-Live.ru / Акишин Вячеслав

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал недавнее обращение деятелей культуры, попросивших вернуть на Лубянскую площадь памятник Феликсу Дзержинскому. Как сообщает РБК, Песков заявил, что этот вопрос следует адресовать в первую очередь властям Москвы.

"Вопрос не патриотический, а провокационный. Он находится в прерогативе городских властей, оставлю без ответа", - сказал Песков. "Провокационно-патриотический", - добавил политический обозреватель "Комсомольской правды" Александр Гамов, попросивший о комментарии.

- Андрей Никулин: "Гекатомбы трупов создавались впустую"

Накануне писатели, блогеры и журналисты, в числе которых Захар Прилепин, Александр Проханов, Дмитрий Пучков, Леся Рябцева и другие, подписали обращение правительству и мэрии Москвы о возвращении памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь. Как сообщил РИА "Новости" писатель Игорь Молотов, в течение недели оно будет полностью оформлено и направлено в официальном порядке.

"Когда мы говорим о необходимости возвращения памятника Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому на Лубянскую площадь Москвы, мы говорим даже не столько об историческом, сколько об историко-культурном значении этого монумента", - указано в обращении.

В нем отмечается, что с момента установки в 1958 году скульптура "успела стать безусловной частью исторического и культурного ландшафта нашей столицы", а также "одной из своеобразных "визитных карточек" исторического центра Москвы", на месте которой, по мнению авторов обращения, "зияет сейчас совершенно неправильная и ничем не заполняемая пустота".

"Как реальный исторический политический и государственный деятель Феликс Дзержинский до сих пор, по крайней мере, для части нашего общества, безусловно, продолжает оставаться, что называется, спорной фигурой. Но, так уж случилось, что памятник ему работы Вучетича и Захарова, как памятник трагической и великой эпохи революций и потрясений, абсолютно бесспорен", - считают авторы обращения.

Они также полагают, что память о самом Феликсе Дзержинском как исторической личности "вполне жива до сих пор". По их словам, возвращение памятника на прежнее место никоим образом не подменяет установленный на этой же площади Соловецкий камень, а дополняет его. "Потому что это всего лишь разные грани истории нашей страны. Которую надо любить и принимать такою, какая она есть", - сказано в обращении.

Глава комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов заявил, что этот вопрос можно обсуждать с учетом мнения москвичей. "Обращения я не видел, но могу сказать, что к любому обращению, как в думе, так и в правительстве относятся очень серьезно", - уточнил он.

Правозащитник Александр Брод заявил газете "Взгляд", что возвращение памятника Дзержинскому "вызовет негативную реакцию либеральной общественности и интеллигенции ". По его словам, эта идея не раз звучала в прежние годы и стала одной из тех идей, которые раскалывают общество. Что же касается подписавших это обращение деятелей культуры, то они должны оздоравливать общество, а не подвергать его новым встряскам.

"Им нужно думать не о Дзержинском, который, выступая против беспризорности, незаконного обогащения, бюрократии, ассоциировался также с репрессиями и силовыми методами решения проблем. Им надо думать о том, как повысить уровень образования, культуры, правового просвещения нашего народа. Именно это и должно беспокоить нашу власть и институты гражданского общества", - заключил Брод. Об этом же заявили глава Совета по правам человека при президенте России Валерий Фадеев и журналист Владимир Познер, выразивший надежду, что эта инициатива не получит никакого развития.

Вопрос о возвращении на Лубянку Железного Феликса поднимают регулярно, несмотря на мнение москвичей, которые высказались против этой идеи. В 2015 году представители КПРФ даже собирались провести референдум по этому вопросу, но их намерения остались декларацией.