После поджогов домов террористов в Чечне в Госдуме готовы узаконить выселение семей боевиков Сгоревший дом в селе Янди
ВСЕ ФОТО
 
 
 
После поджогов домов террористов в Чечне в Госдуме готовы узаконить выселение семей боевиков
Moscow-Live.ru
 
 
 
Сгоревший дом в селе Янди
Сергей Бабинец / YouTube.com
 
 
 
Грозный, 4 декабря 2014 года
Reuters

Правозащитники подтвердили информацию о поджогах домов родственников боевиков, которые были опознаны среди убитых при атаке на Грозный 4 декабря. На главу Чечни Рамзана Кадырова, публично обещавшего выселять родственников террористов за пределы республики и сносить их дома до самого фундамента, пожаловались в Генпрокуратуру. А в Госдуме задумались о легализации "израильского варианта"
.

Издание "Кавказский узел" обобщает сведения о разоренных домах. По данным на вечер 9 декабря, 6 декабря в Гудермесе был сожжен дом Юнуса (Юсупа) Гехаева, опознанного среди убитых в Грозном. В доме его родителей проживали четыре человека. 7 декабря в селе Энгель-Юрт Гудермесского района сожгли дом Майсет Касумовой. Хозяйка одна воспитывала восьмерых детей, а год назад умерла. Дом пустовал. Один из ее сыновей, по некоторым данным, примкнул к бандподполью, в Грозном его трупа не было.

Еще четыре дома были сожжены в ночь на 7 декабря в селе Янди Ачхой-Мартановского района. Это дом Сайд-Ахмеда Байдулаева, чей сын - боевик, но среди убитых в Грозном его не было. Также сожжен дом племянника Сайд-Ахмеда, Нашхо Байдулаева. Его сын Казбек - боевик, среди убитых в Грозном его не было. Еще один сожженный дом принадлежал Исмаилу Шваеву. Хозяин дома умер три года назад, в доме жила вдова с тремя детьми, двое из которых - несовершеннолетние инвалиды. Сын Шоваева Сулиман был опознан в Грозном. Также неизвестные сожгли дома Лечи Шоваева, в котором жила его жена Зина с четырьмя детьми. Их сын примкнул к боевикам три года назад и был опознан в Грозном.

- Вопросы к Кадырову есть не только в связи с угрозами в адрес родных боевиков

Как сообщает Русская служба BBC, правозащитная организация Amnesty International назвала поджоги домов актом "коллективного наказания" семей боевиков-сепаратистов. "Наказание родственников тех, кто подозревается в причастности к преступлениям, является вопиющим нарушением международного права. Ничто не может оправдать акты коллективного наказания. Власти страны должны обеспечить независимое и беспристрастное расследование", - говорится в заявлении.

Член совета правозащитного центра "Мемориал" Светлана Ганнушкина, комментируя "Интерфаксу" происходящие в Чечне события, назвала их "абсолютным нарушением закона". По ее мнению, родственники не виноваты в том, что устроили в Грозном боевики.

"Об этом когда-то писала Наташа Эстемирова (активистка "Мемораила", убита на Северном Кавказе в 2009 году): "Один брат ушел в боевики, оставил на второго семью, 12 детей, живут в двух небольших домах. На глаза у 12 маленьких детишек сжигают их родные дома. Пройдет пять, шесть, 10 лет - они это зрелище не забудут никогда. Кого мы таким образом воспитаем?" - отметила Ганнушкина.

Глава Комитета против пыток, член президентского Совета по правам человека Игорь Каляпин публично обратился к генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой проверить законность заявлений главы Чечни Рамзана Кадырова. Речь идет о высказывании главы республики на совещании с силовиками, продублированном в соцсетях. "Я официально заявляю, что пришел конец времени, когда говорили, что родители не отвечают за поступки сыновей или дочерей. В Чечне будут отвечать! Если отец видит, что сын встал на путь террора и ваххабизма, пусть сдает его властям или остановит иными путями до того, как он прольет кровь… Если боевик в Чечне совершит убийство сотрудника полиции или иного человека, семья боевика будет немедленно выдворена за пределы Чечни без права возвращения, а дом снесен вместе с фундаментом", - пообещал Кадыров. Его слова широко цитировались в российских СМИ, в частности в эфире "Россия 24".

Как указывает Каляпин, согласно Конституции РФ "каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". А Уголовным кодексом РФ оговорено, что "лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина". При этом "объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается".

Российское законодательство предусматривает только одну возможность ответственности для родственников преступников. Речь идет о ст. 18 закона "О противодействии терроризму", которым оговорен порядок возмещения вреда, причиненного в результате теракта, за счет террориста или его близких родственников "при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности или являются доходом от такого имущества".

Предлагаемые же главой Чеченской Республики Кадыровым в его официальном заявлении "выдворение за пределы Чечни без права возвращения", а также снос домов "вместе с фундаментом" не только не предусмотрены законом, но и прямо противоречат ему, указывает правозащитник. Будучи совершенными, такие действия станут безусловным нарушением конституционных прав граждан - в данном случае, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст.27 Конституции), право частной собственности (ст.35 Конституции) и право на жилище (ст.40 Конституции).

Каляпин напоминает, что только с лета 2008 года по март 2009 года сотрудники правозащитного центра "Мемориал" зафиксировали 26 случаев поджогов домов родственников боевиков. О том же в 2009 году заявляли представители организации Human Rights Watch. Новые случаи происходили в 2011 и 2012 годах, а летом 2014 года из чеченского села Гой-Чу была выдворена семья Хусейна Дахтаева, совершившего убийство полицейского.

"Учитывая приведенные выше примеры незаконных действий в отношении родственников лиц, подозреваемых в совершении преступлений (или преступников), можно обоснованно предположить, что официальное заявление Главы ЧР будет непременно претворено в жизнь. Однако мерами, не соответствующими Конституции России и другим нормам российского права, установление законности и защита прав граждан невозможны", - пишет Каляпин. В своем обращении к генпрокурору он просит дать оценку законности высказываниям главы Чечни, принять меры прокурорского реагирования и, в случае выявления признаков преступления, направить материалы в Следственный комитет для возбуждения уголовного дела.

МВД Чечни не знает о поджогах, в Госдуме слова Кадырова списывают на эмоции

Отметим, МВД Чечни не подтверждает сообщения правозащитников о поджогах. "Такой информации нет. Информация о том, что в полицию поступали жалобы граждан о поджогах, также отсутствует", - заявил "Газете.ru" начальник отделения информации и общественных связей ведомства Магомед-Амин Дениев.

В то же время пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов не исключил возможности применения озвученных главой республики мер. "Я заявления не комментирую. Там что сказано - то и сказано, не больше и не меньше. То, что планируют депутаты, - спросите у них. Для того, чтобы обеспечить безопасность жизни мирных граждан, которые живут, работают, учатся по российским законам, глава республики принимает еще и прочие меры", - заявил он.

Депутаты Госдумы РФ, комментируя обещание Рамзана Кадырова, ранее высказали предположение, что следует делать скидку на эмоции. "Я допускаю, что это эмоциональные слова, которые были сказаны после боевых действий в Грозном. Полагаю, что эти слова могли быть намного жестче. Я, честно говоря, не очень себе представляю, как это будет. Если такой факт зафиксирован, с ним будут разбираться. В Чечне, как и в любых субъектах Российской Федерации, есть прокуратура, есть суд. А юрисдикция законов распространяется на всю территорию страны", - напомнил зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн.

"Надо понимать Кадырова, его эмоциональное заявление, он отвечает за республику. Но в Конституции и в уголовном праве прямо сказано, что родственники не отвечают за действия своих родных. Точка!" - прокомментировал председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.

"Израильский вариант" могут прописать в российском законодательстве

В свою очередь первый заместитель комитета по безопасности Хож Магомед Вахаев сослался на тактику израильских властей и заявил о готовности разработать законопроект, предусматривающий выселение родственников террористов. "Действительно, такой нормы нет, чтобы выселять родственников террористов. По этому вопросу я сегодня буду встречаться с Рамзаном Кадыровым, и мы обговорим это. Планируем обсудить эту тему и другие, в том числе и высказывания украинских депутатов Рады по поводу того, что они оправдывают действия террористов. В мире есть практика выселения родственников, я имею в виду "израильский вариант", который успешно работает. Если глава республики попросит меня разработать такой законопроект, я, конечно, буду над ним работать. Потому что иначе - никак", - пообещал он.

В настоящее время на рассмотрении Госдумы РФ находится законопроект N437705-6, предложенный депутатом Романом Худяковым. Он предусматривает усиление наказаний для лиц, совершивших преступления против общественной безопасности, а также введение уголовной ответственности для близких родственников этих лиц.

"Ввести статью 28, определяющую форму вины близкого родственника террориста в виде косвенного умысла. При совершении одного либо нескольких из вышеназванных преступлений уголовная ответственность близкого родственника лица, их совершившего, наступает только в случае, если близкий родственник был осведомлен в течение года о деятельности этого лица, предвидел, должен был либо мог предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий, не желал, но сознательно допускал их наступление либо относился к ним безразлично", - говорится в документе. Освобождение от ответственности, по мнению Худякова, может наступить, если родственники боевика сообщили властям о своих подозрениях за три месяца до предполагаемого теракта. В данном случае Роман Худяков также ссылается на израильскую практику.

Законопроект получил положительные отзывы правительства РФ и профильных комитетов и рекомендован к рассмотрению Госдумой. "Новая газета" называет его "сталинизмом в квадрате".

Вопросы к Кадырову есть не только в связи с угрозами в адрес родных боевиков

Вопросы к главе Чечни Рамзану Кадырову возникли не только в связи с обещанием наказывать родственников боевиков. Так, в блогосфере обсуждается тот факт, что он лично возглавил контртеррористическую организацию, являясь по факту гражданским лицом и не имея соответствующих полномочий. Кроме того, глава республики разглашал оперативную информацию в части собранных доказательств и отдал распоряжение задержать и доставить в Чечню украинских депутатов, поддержавших теракт в Грозном.

Стоит напомнить, официальный статус Кадырова остается под вопросом. В 2009 году президент РФ Дмитрий Медведев указом N1259 присвоил главе Чеченской Республики специальное звание генерал-майора милиции. В соответствии с действовавшим тогда положением о службе в органах внутренних дел РФ, специальные звания могли присваиваться только действующим сотрудникам милиции с учетом их квалификации, образования, выслуги и занимаемой штатной должности. До этого было известно, что Рамзан Кадыров в 2002-2004 годах служил в отдельной роте милиции при УВД МВД РФ, занимаясь охраной государственных органов и обеспечением безопасности первых лиц республики. К моменту назначения начальником президентской службы безопасности Кадыров занимал должность командира взвода и был старшим лейтенантом. После того как глава Чечни получил генеральскую звезду, пользователи портала Guns.ru заметили, что Юрий Гагарин из старлеев был произведен "всего лишь в майоры".

Как отмечают "Ведомости", в последние годы общественный договор Москвы с Грозным строился по схеме "лояльность в обмен на трансферты". Лояльность включала в себя обязательства обеспечить определенный порядок внутри республики и соблюдать некоторые приличия вовне, а под трансфертами понимались не только деньги из бюджета, но и значительная свобода действий Кадырова внутри Чечни. "Сейчас денег становится меньше и они дешевеют, зато свободы - больше. Понятие приличий сильно девальвировалось на федеральном уровне, да и следить за из соблюдением некому: все заняты Украиной и экономическим кризисом. Таким образом, эрозия права на федеральном уровне поддерживается и в регионах - с поправкой на обычаи. Чечня тут лишь наиболее яркий индикатор", - отмечает издание.