Глава Минтранса РФ удивлен претензиям Польши в связи с отчетом о крушении самолета Качиньского
 
 
 
Глава Минтранса РФ удивлен претензиям Польши в связи с отчетом о крушении самолета Качиньского
Министерство транспорта РФ

Обострившиеся разногласия с Польшей в связи с окончательным отчетом Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о причинах авиакатастрофы под Смоленском прокомментировал в четверг министр транспорта России Игорь Левитин. Он выразил удивление и сожаление в связи с некоторыми высказываниями польской стороны, но заявил, что Россия не намерена вступать в полемику.

В частности, министра удивили заявления о том, что диспетчеры аэродрома "Смоленск-Северный" должны были запретить посадку. "Много раз сказано и доказано, что по действующим правилам командир международного специального рейса самостоятельно принимает решение о взлете и посадке", - цитирует Левитина "Интерфакс". Он добавил: "Понимаете, диспетчер не имел права запретить посадку".

Также министра удивили слова польской стороны об отсутствии доказательств давления на экипаж со стороны высокопоставленных пассажиров разбившегося самолета. "Опять же, вчера все слышали расшифрованные записи. Отмечу еще, что оценка действий командующего ВВС давалась совместно российскими и польскими экспертами и она однозначна, - сказал Левитин. - Что касается актов судебной медицинской экспертизы, то они имеются у польской стороны".

- Премьер Польши прервал отпуск, оппозиция требует экстренного заседания Сейма
- Польская пресса признала отчет неприятным, но правдоподобным
- Опрос: более половины поляков считают отчет МАК неубедительным

Говоря о командующем ВВС, российский министр имел в виду генерала Анджея Бласика, который входил в состав польской делегации, летевшей вместе с президентом Лехом Качиньским на памятные мероприятия в Катынь под Смоленском, к месту захоронения польских военнослужащих, расстрелянных НКВД СССР в 1940 году. Расшифровка "черных ящиков" показала, что перед крушением он находился в кабине пилотов. Согласно докладу МАК, в его крови был алкоголь, и Бласик оказывал психологическое давление на пилотов.

Левитин заявил, что российская сторона не намерена вступать в полемику с Польшей по поводу отчета МАК. "Понимаю сложные чувства моих польских коллег, - сказал он. - Тяжело читать и видеть все подробности этой авиакатастрофы, слишком все живо в памяти, поскольку я там был".

"Тем не менее, мы вместе должны и обязаны представить общественности правду. С удовлетворением констатирую, что польская сторона приветствовала публикацию отчета Технической комиссии МАК, этой международной независимой организации, которая проводила техническое расследование авиакатастрофы с согласия российской и польской сторон в соответствии с Чикагской конвенцией ИКАО," отметил он.

"Вижу, что у польских коллег остаются еще вопросы, - продолжал Левитин. - Не хочу вступать в полемику, поскольку, напомню, ведется уголовное расследование, и в его рамках можно прояснить любые вопросы, если у кого-то они остаются".

Глава Минтранса России по просьбе СМИ комментировал высказывания польских официальных лиц после публикации окончательного отчета. Из него следует, что главной причиной авиакатастрофы стал человеческий фактор - ошибки экипажа и давление на него со стороны высокопоставленных пассажиров.

Оценки польских политиков, уже прозвучавшие публично, колеблются от ошибочности доклада до издевки над Польшей. Иностранная пресса считает, что Польша хотела, чтобы Россия взяла часть вины на себя. Хотя официальные лица обеих стран еще несколько месяцев назад признали, что причиной катастрофы стало решение идти на посадку в неблагоприятных погодных условиях в аэропорту, где имелось лишь самое примитивное навигационное оборудование, Польша все же ожидала, что Россия в какой-то мере признает общую вину за это решение, написала The Wall Street Journal.

Глава МИД Сергей Лавров отказался комментировать резкую реакцию польских политиков и подчеркнул, что спекулировать на этой теме считает "неэтичным, и даже где-то кощунственным". "Это чудовищная трагедия", - сказал глава российской дипломатии.

Самолет президента Польши Леха Качиньского разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли.

Премьер Польши прервал отпуск, оппозиция требует экстренного заседания Сейма

Премьер Польши Дональд Туск после публикации отчета МАК прервал отпуск в Италии и вернулся в Варшаву, где в четверг провел совещание с главой МВД Ежи Миллером, передает РИА "Новости". На встрече также присутствовали глава МИД Радослав Сикорский, министр обороны Богдан Клих, вице-премьер Вальдемар Павляк и министр юстиции Кшиштоф Квятковский. После встречи Туск выступил с заявлением.

По словам премьера, Россия должна продемонстрировать смелость и готовность показать полную картину катастрофы. "Часть ответственности за причины катастрофы мы берем на себя. Для этого нужны мужество и приверженность справедливости", - отметил Туск. По его словам, не исключено, что польские исследования помогут "еще более точно определить причины неудач, бездействие, которые имели место с польской стороны".

"Это не меняет того факта, что другая сторона также должна иметь мужество и желание показать всю картину" , - добавил глава правительства.

Туск выразил мнение, что среди "обстоятельств, а возможно и причин катастрофы" были также состояние аэродрома в Смоленске, а также работа диспетчеров.

Польский премьер снова указал, что российский доклад является неполным. Он намерен провести новые переговоры с Россией по вопросу о расследовании причин авиакатастрофы. "Если эти переговоры провалятся, нам может потребоваться помощь международных экспертов", - предупредил Туск. В случае с этими переговорами речь не идет о том, чтобы добиться компромисса между российскими и польскими экспертами. "Цель переговоров - не выработка компромисса, а поиск правды", - пояснил премьер Польши. По мнению Туска, при составлении доклада МАК "были учтены лишь некоторые замечания, сделанные польской стороной".

В свою очередь польская оппозиция требует проведения чрезвычайного заседания нижней палаты парламента, сообщает ИТАР-ТАСС. Представители крупнейшей оппозиционной партии "Право и справедливость" заявили об этом в четверг на пресс-конференции. Они призывают Туска присутствовать на этом заседании "и ответить полякам на все вопросы".

Спикер нижней палаты парламента Гжегож Схетина, однако, сказал, что подобное заседание на этой неделе точно не состоится.

Брат погибшего в авиакатастрофе Леха Качиньского Ярослав, который является лидером этой оппозиционной партии, назвал отчет МАК издевательством над Польшей. По его словам, виноват в этом, среди прочих, премьер Дональд Туск, который допустил, чтобы причины катастрофы расследовали россияне, передает Радио Свобода.

Оппозиционеры требуют, чтобы парламентарии приняли резолюцию, отклоняющую доклад МАК. "Мы полностью отвергаем отчет МАК, и считаем, что он недостоверен", - сказал глава парламентской фракции "Права и справедливости" Мариуш Блашчак. Проект этой резолюции уже передан в Сейм. Кроме этого партия вновь выступила с предложением создать международную комиссию для расследования причин трагедии 10 апреля.

В отличие от польского руководства, пресса отреагировала выдержанно, без истерии

Оглашение окончательного отчета МАК о результатах расследования катастрофы президентского Ту-154 вызвало большой отклик в польской прессе. Если оставить за скобками заявления польской оппозиции и утверждения сторонников теории заговора, в местных СМИ просматриваются достаточно выдержанные и конструктивные, лишенные истерии взгляды на доклад МАК и смоленскую трагедию в целом. Смысл всех этих мнений сводится к тому, что катастрофа под Смоленском - следствие безответственности польской стороны, хотя русские всей правды так и не рассказали, сообщает РБК.

Заместитель главного редактора одного из ведущих польских изданий, Gazeta Wyborcza, Ярослав Курский соглашается с содержанием доклада, говоря о том, что катастрофа вызвана банальными причинами: безответственностью и мягкотелостью пилотов, которые не смогли, зная о неблагоприятных условиях для посадки, противостоять давлению находившихся на борту вышестоящих лиц.

Журналист подчеркивает недопустимость перекладывания вины на тех, кто не удержал польских пилотов "от их собственного сумасбродства", поскольку за штурвалом самолета "сидели не российские диспетчеры", и выражает надежду на то, что окончательное решение прокуратуры позволит в дальнейшем избежать подобных катастроф.

Авторы издания Dziennik Gazeta Prawna называют вызвавший в Польше неоднозначные реакции отчет МАК бомбой замедленного действия, обращая внимание на то, что такой напряженной атмосферы во взаимоотношениях между нашими странами не было со времени грузинского кризиса. Журналисты предостерегают о политической конфронтации, которая может оказать негативное воздействие на оживившиеся в последнее время экономические отношения Польши и России, выгодные обеим странам.

Newsweek Polska выделяет в трактовке отчета МАК содержательный и политический аспекты. В статье отмечено, что хотя важнейшие причины катастрофы были представлены правдоподобно, россияне, не приняв во внимание большую часть замечаний польской стороны к тексту этого документа, некоторым образом унизили поляков. И это сильнее всего ударяет по позиции польского премьер-министра Дональда Туска, с самого начала расследования катастрофы призывавшего к взвешенным отношениям с российской стороной и ее добрую волю в ведении следствия.

В своем комментарии в газете Polska написано о том, что отчет МАК не дал исчерпывающих ответов на все возникавшие в ходе расследования вопросы, полностью исключив возможную долю собственной вины. Журналист отмечает, что, "если существуют убедительные доказательства, позволяющие развеять сомнения польской стороны, ими следовало поделиться", а не категорически их отвергать, делая оговорку, что без экспертной оценки сложно судить, в какой степени данные сомнения были оправданы.

Самой горькой правдой о смоленской катастрофе автор называет тот факт, что крушения можно было избежать на любом этапе предшествующего стечения событий, и каждое из действующих лиц этих событий от пилотов и находившегося к кабине генерала Бласика до российских диспетчеров, могли своими действиями прервать цепь обстоятельств, приведших к трагическому финалу.

Издание Krytyka Polityczna перечисляет ряд вопросов и претензий, остающихся у польской стороны после обнародования отчета МАК, подвергая критике также тон и стиль этого документа. Автор отмечает, что нынешнее польское правительство не выработало собственной стратегии в отношениях с Россией, и не смогло побороться за то, чтобы неформальными и дипломатическими методами выработать более приемлемую для Польши совместную позицию по итогам расследования катастрофы.

Журналист подчеркивает, что, тем не менее, польской стороне следует, в первую очередь, сделать выводы о собственных проблемах: как возможно, чтобы первое лицо государства оказывало давление на экипаж, почему она не способна обеспечить безопасность важных государственных деятелей, подобрать команду квалифицированных пилотов и придерживаться всех необходимых процедур.

Опрос: более половины поляков считают отчет МАК неубедительным

Большинство поляков считают отчет МАК неубедительным, а перечисленные причины катастрофы неполными. Такие данные содержаться в результатах опроса общественного мнения, проведенного для телеканала TVN24. На вопрос: "Убеждены ли Вы, что приведенные в отчете МАК обстоятельства являются главными причинами катастрофы?" - четверть поляков ответили "точно нет", 31% "скорее всего нет". "Полностью уверенных" в обратном оказалось 15%, "скорее всего уверенных" - 27%, приводит данные ИТАР-ТАСС.

Итоги исследования показали, что жители Польши считают отчет попыткой снизить ответственность россиян за катастрофу президентского Ту-154. Такое мнения выразили 63% опрошенных. 83% участников хотят, чтобы комиссия Ежи Миллера, параллельно с МАК расследующая причины крушения, поспешила с собственным рапортом.