Отравление Виктора Ющенко свидетельствует о том, что использование ядов в политических целях снова начинает практиковаться на постсоветском пространстве. Бывшие офицеры российских спецслужб утверждают, что подобные меры применялись всегда, пишет The New York Times. (Перевод материала - на сайте Inopressa.ru).
За прошедшее десятилетие преемники КГБ в России и других бывших республик СССР не раз попадали под подозрение в связи с использованием наркотиков или ядов против своих противников. И хотя власти всегда отрицали это, бывшие сотрудники спецслужб говорят, что считают многие обвинения заслуживающими доверия.
"В нашей службе считалось, что яд – это просто оружие, как пистолет, – заявил Александр Литвиненко, который служил в КГБ и ФСБ с 1988 по 1999 год, а теперь живет в Лондоне. – На Западе к нему так не относятся, но его считали просто инструментом".
По словам Литвиненко, секретная лаборатория КГБ в Москве, продолжающая свою работу под эгидой ФСБ, специализируется на изучении ядов, пишет The New York Times.
Анализируя дело Ющенко, бывший генерал КГБ Олег Калугин, ныне живущий под Вашингтоном, сказал, что ему оно представляется "очевидной попыткой убрать его с политической сцены".
Калугин знает, о чем говорит - в 1978 году через него шли указания советским агентам снабдить спецслужбу Болгарии зонтиком с пружиной, который впоследствии использовали для введения дозы рицина, убившей болгарского диссидента Георгия Маркова в Лондоне.
Литвиненко и Калугин заявили, что отравление Ющенко не единственный инцидент, когда спецслужбы РФ подозревались в применении ядов. В 1995 году российский банкир Иван Кивелиди и его секретарь умерли, воспользовавшись телефонным аппаратом, на трубку которого было нанесено отравляющее вещество.
В 2002 году саудовский боевик, известный под именем Хаттаб, сражавшийся вместе с чеченскими мятежниками против российских войск, умер, вскрыв отравленное письмо.
Бывший спикер российского парламента Иван Рыбкин, который в феврале, во время своей предвыборной кампании против президента Путина, исчез на несколько дней, впоследствии обвинил ФСБ в том, что его накачали наркотиками.
1 сентября произошел инцидент, который привлек внимание СМИ в России и Британии. Анна Политковская, известная российская журналистка из "Новой газеты", потеряла сознание, выпив чаю на борту самолета, летевшего в Беслан, где боевики захватили школу. Впоследствии она заявила, что, по ее мнению, агенты ФСБ, находившиеся в самолете, отравили чай. Когда она пришла в сознание в больнице, писала она в The Guardian, сестра шепнула ей: "Милая, вас пытались отравить".
Применение ядов в политических целях имело место и в мировой практике. Правительство Южной Африки обвиняли в том, что оно использовало одежду, зараженную органофосфатами, пытаясь отравить борцов с апартеидом. В 1997 году израильские агенты в Иордании ввели яд лидеру Хамас Халеду Месхалу, но впоследствии, под международным давлением, ввели противоядие, чтобы спасти его жизнь.
В 1950-60-е годы в ЦРУ велась секретная программа по разработке оружия с использованием токсинов, которое убивало бы, не оставляя следов. Попытки ЦРУ отравить премьер-министра Конго Патриса Лумумбу и Фиделя Кастро не удались, но впоследствии стали предметом расследования конгресса, пишет The New York Times.
Газета Los Angeles Times в свою очередь пишет, что Виктор Ющенко, несмотря на обезображенное лицо и пережитую боль после отравления, все-таки, скорее всего, выиграет выборы 26 декабря.
По мнению издания, сейчас Украина кажется совсем другой страной, не такой, какой она была 21 ноября, в день сфабрикованных выборов. Столкнувшись с крупными внутренними протестами, международным осуждением и решением Верховного суда об отмене результатов мошеннических выборов, Кучма поддался призывам о проведении новых выборов и серии реформ, которые должны сделать Украину более демократической страной.
Газета подчеркивает, что российский президент Владимир Путин проигрывает больше других, поставив на Януковича. Путин активно вмешивается в дела "ближнего зарубежья" России, бывших советских республик. Для Путина понести поражение от украинцев, стремящихся к более тесным связям с ЕС, особенно неприятно, учитывая статус Киева как колыбели современной российской цивилизации.
Запад часто был слишком почтителен к Путину и слишком робок в открытой поддержке демократических голосов в регионе. Администрация Буша, в частности, стремилась умиротворить Кремль в обмен на его поддержку в борьбе против исламского терроризма – так Путин описывает жестокий конфликт России с сепаратистской республикой Чечня. Это не совпадение, что Путин поддержал президента Буша накануне американских выборов, отмечает издание.
Задача для второго срока Буша будет заключаться в необходимости найти пути сохранения конструктивных связей с Путиным, но не ценой отказа от демократии в бывшем Советском Союзе, подчеркивает Los Angeles Times.