Крупный пожар произошел в четверг в здании по адресу: улица Радио, дом 17 в Москве, где располагается Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика Грабаря и аэрогидродинамический центр института им. Жуковского (филиал ЦАГИ). При пожаре погибли два человека.
"В ходе разведки помещений и эвакуации людей погибли двое пожарных", - сообщил журналистам начальник Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС РФ по Москве Игорь Куряков. По его данным, около 15 часов пожар удалось локализовать, к этому моменту его площадь составила 2 тысячи квадратных метров, сообщает "Интерфакс". "В ходе тушения эвакуирована часть ценностей, картин. Определено место для их складирования. Ведутся работы по дальнейшей эвакуации объектов, представляющих художественную ценность", - сказал представитель МЧС.
Спустя три с половиной часа пожар был полностью ликвидирован, сообщил РИА "Новости" представитель штаба пожаротушения на месте ЧП. Пожару была присвоена третья категория по пятибалльной шкале сложности.
- Много икон и картин погибли в огне
- Два дня назад в Подмосковье зарезали и сожгли 70-летнего советника дирекции ЦАГИ
Ранее в МЧС России сообщили обстоятельства гибели двух спасателей при тушении пожара на улице Радио и уточнили их фамилии. "При проведении поисково-спасательных работ погибли спасатели Александр Дымчиков и Вячеслав Шанин пожарно-спасательного центра Москвы", - сообщила начальник Управления информации МЧС РФ Ирина Андрианова. По ее словам, при проведении разведки с целью эвакуации возможных остающихся людей в районе пожара произошла тепловая вспышка и обрушение кровли. В результате из четырех человек, которые шли в звене, два спасателя погибли.
До этого источник РИА "Новости" в правоохранительных органах столицы сообщил, что погибли двое пожарных, "предположительно, попав под завалы" во время борьбы с возгоранием. В то же время пожарные с места происшествия заявили Life News, что только один из погибших - их коллега: "Один точно не наш. А кто второй, мы пока не знаем".
Пожар начался в административном здании около 13 часов, в районе мансарды и крыши. Затем огонь распространился на второй и третий этажи. Куряков сообщил, что в тушении возгорания принимали участие 45 пожарно-спасательных формирований, использовалось 65 единиц пожарной и спасательной техники, в том числе три вертолета КА-32, два податчика пены. Также задействовалась единственная в России система по откачке дыма из очага пожара, причем поток воздуха при этом был направлен на горящие конструкции. На лопасти вентилятора диаметром около 1,5 метра подается вода, которая в итоге в виде водяной пыли направляется в очаги возгорания.
Куряков добавил, что пожарным в итоге удалось отстоять от огня двухэтажную пристройку здания, а также два нижних этажа. В то же время в ходе пожара произошло обрушение стеклянного атриума в мансардной части строения.
Причина возгорания точно пока неизвестна. По данным СКП, пожар мог возникнуть в результате ремонта кровли с применением паяльных ламп. "В четверг примерно с 9:00 в доме 17 по улице Радио проводились работы по ремонту кровли с применением паяльных ламп. В результате этих работ примерно в 13:30 произошло возгорание в здании", - сообщили "Интерфаксу" в Следственном управлении СКП РФ по Москве, которое проводит проверку по факту возгорания и гибели людей. Решение о возбуждении уголовного дела будет принято после ликвидации пожара и осмотра места происшествия, сообщил представитель СКП РФ Владимир Маркин.
Улица Радио перекрыта для движения транспорта. Сотрудники ГИБДД перекрыли въезды на улицу с обеих сторон от горящего строения Центра Грабаря. Также на линии остановились трамваи маршрутов №24 и №45. На самой улице Радио скопилось большое количество пожарной техники. К горящему строению подано несколько водяных стволов, три вертолета регулярно сбрасывают на него воду. Тушение затрудняет большое количество припаркованных на узкой улице автомобилей.
В районе "Басманный", где происходил пожар, отмечается сильное задымление, вблизи очага чувствуется едкий запах дыма.
На пожаре в Центре Грабаря сгорело много икон и картин
Пожарные и спасатели эвакуируовали художественные ценности из горевшего Центра имени Грабаря, сообщает РИА "Новости". На место ЧП выехал заместитель министра культуры РФ Павел Хорошилов.
В то же время источник "Интерфакса" в правоохранительных органах сообщил, что в огне погибло большое количество картин и икон, находившихся на третьем этаже реставрационного центра Грабаря. "Третий этаж выгорел полностью. Несмотря на объявленную локализацию, внутри помещения по-прежнему бушуют очаги пламени", - рассказал собеседник агентства.
Одна из сотрудниц центра им.Грабаря сообщила "Интерфаксу" вечером в четверг, что пожар мог уничтожить картины и иконы на миллионы рублей. В то же время она отметила, что ущерб от пожара, нанесенный произведениям искусства, находившимся в реставрации в центре, можно будет точно установить только после полной инвентаризации оставшегося имущества.
"Пока мы доподлинно не знаем, сколько экспонатов удалось спасти. На хранении и реставрации в центре находились самые разные произведения искусства, в том числе картины и иконы XVII-XIX веков", - сказала собеседница агентства на условиях анонимности. По ее словам, рыночная оценка большинства хранившихся в центре экспонатов не проводилась. "Вполне понятно, что предметы искусства, попавшие в реставрационный центр, и так находились не в самом лучшем состоянии. Что с ними могла сделать копоть и жар от огня, а также вода, страшно себе представить", - отметила сотрудница центра.
Другие сотрудники центра им.Грабаря также выразили опасение, что картины и иконы, не пострадавшие в пожаре, могут быть безвозвратно повреждены водой, которую в большом количестве использовали пожарные, чтобы пролить горевшие конструкции здания реставрационного центра. По их словам, вода неизбежно повлечет возникновение плесени на картинах и иконах.
Между тем стало известно, что в Центре им. Грабаря на реставрации находилось несколько экспонатов из коллекции Государственного музея А.Пушкина. "В Центре Грабаря находятся на реставрации живопись из нашего музея, а также скульптурная модель", - сообщили в администрации музея.
В Театральном музее имени Бахрушина сообщили, что в настоящее время в Центре имени Грабаря нет экспонатов из их музея, однако уже готовилась документация для отправки туда двух икон. Пока нет информации о том, находились ли на реставрации в Центре им. Грабаря какие-нибудь предметы искусства из Третьяковской галереи.
Тем временем Новгородский госмузей-заповедник (НГМЗ) устанавливает судьбу шести раритетов из своих фондов, находившихся на реставрации в пострадавшем от пожара центре имени Грабаря в Москве. "В Центре Грабаря у нас на реставрации находятся два предмета ювелирного искусства, это - церковные рипиды, два портрета - Екатерины Второй и Александра Первого, Корсунская икона Богоматери XVI века, которая имеет оклад с фрагментами XI века, а также рукописное Евангелие XVI века", - сказала замгендиректора НГМЗ, главный хранитель фондов музея Наталья Гормина.
По ее словам, представителям НГМЗ пока не удалось связаться с работниками Центра Грабаря и в точности установить судьбу раритетов, сообщает РИА "Новости". "Мы надеемся, что они не пострадали, поскольку, судя по тому, что мы видели по телевидению, очаг пожара находился на чердаке, а не в мастерских, где работали реставраторы", - предположила Гормина.
Милиция будет охранять от мародеров сгоревший центр
Для охраны экспонатов сгоревшего реставрационного центра имени Грабаря от мародеров выставлено милицейское оцепление, сообщил журналистам первый заместитель начальника ГУ МЧС по Москве Виктор Климкин. "По периметру здания выставлена охрана, милиции поставлена задача - не допустить случаев мародерства", - сказал он.
По словам Климкина, сотрудников центра смогут в ближайшие часы допустить в непострадавшую часть здания для того, чтобы забрать свои личные вещи. "Ряд конструкций находится под угрозой обрушения, поэтому в целях соблюдения техники безопасности людей мы пока не допускаем внутрь здания", - сказал представитель ведомства.
Он добавил при этом, что пожарные вынесли большое количество экспонатов из сгоревшего здания. "Остались только масляные полотна, которым не угрожает вода", - сказал Климкин. Он отметил также, что в подвале здания, где находится хранилище реставрируемых экспонатов, уровень воды составляет 7-8 см. "После завершения проливки здания мы откачаем воду, экспонатам она не угрожает", - сказал замначальника.
Квартал между улицей Радио, Большим Демидовским переулком и Новокирочным, в котором находится горящее здание, ранее занимал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Здесь действовала первая в Москве аэродинамическая труба. После вывода ЦАГИ в Подмосковье его здания унаследовал Всероссийский институт авиационных материалов. В наши дни корпус ВИАМ на углу Бауманской улицы был передан реставрационному центру имени И.Э.Грабаря.
Всероссийский научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) был основан в 1918 году по инициативе художника и искусствоведа Игоря Грабаря, руководившего им вплоть до 1930 года. В центре работают и теоретики искусства, и реставраторы-практики. Основные научные направления реставрационной деятельности центра - древнерусская живопись, русская живопись XVIII века и научная экспертиза живописных и графических произведений.
Среди наиболее известных произведений, сохранившихся благодаря специалистам центра, - "Троица" Андрея Рублева, "Богоматерь Владимирская", а также фрески соборов Московского Кремля, Новгородских и Владимирских храмов, живопись из собрания Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Дрезденской картинной галереи.
Игорь Грабарь - известный русский и советский художник, выдающийся искусствовед, просветитель, музейный деятель, лауреат Сталинской премии первой степени. Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса.
В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех ответственных постов и вернулся к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который стал невероятно популярен. Секрет прост: дочь Сталина тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она, отмечает Life News.