Мэр Москвы Юрий Лужков считает, что в каждом административном округе столицы необходимо построить мусороперерабатывающие предприятия. "Проблема вывоза мусора на полигоны резко усложнилась. Во всех префектурах должны быть созданы площадки для переработки мусора, в первую очередь для его сжигания", - сказал Лужков на заседании правительства Москвы во вторник.
По его словам, ближайшее Подмосковье уже не может принимать вывозимый из столицы мусор, сообщает РИА "Новости". "А ведь мы ежегодно производим два миллиона тонн мусора", - напомнил градоначальник.
Мусорная проблема сегодня для Москвы остра как никогда, и отрицать ее уже невозможно. Экологи констатируют: через 5-8 лет столица, а вслед за ней и остальные города захлебнутся в собственном мусоре. Основная причина - в отсутствии передовых технологий по раздельной сборке и переработке отходов, а также в многочисленных нарушениях при организации работы подмосковных свалок, от которых больше вреда, чем пользы.
- Подмосковная свалка: крысы и зловоние
- Кучи мусора подбираются к границам Москвы
- Раздельный сбор мусора
- Как разбираются с мусором в других странах
По данным Greenpeace, за последнее время рост количества отходов в городе увеличился на 5-9%. Только в 2005 году в Москве было зарегистрировано 158 несанкционированных свалок общей площадью 658 га. Причем размер загрязненных территорий за последние 10 лет увеличился почти в два раза. Спасти ситуацию может только незамедлительное вмешательство властей.
В середине сентября прошлого года в Мосгордуме были рассмотрены поправки к столичному закону "Об отходах производства и потребления". В качестве главных виновников захламления города мусором депутаты Мосгордумы назвали водителей мусоровозов, работающих в частных компаниях. По версии депутатов, они сваливают отходы по дороге на свалку. Для них городская Дума потребовала ввести административную ответственность в виде штрафов. В свою очередь представители мусороуборочных компаний убеждены, что, не желая кардинально решать проблему, депутаты в очередной раз просто нашли крайнего.
Экологи тоже убеждены, что депутаты в очередной раз попытались увильнуть от решения основной проблемы - организации в городе адекватной системы раздельной сборки и переработки отходов. Основная причина загромождения Москвы мусором заключается в отсутствии цивилизованных форм утилизации отходов. По данным российского отделени Greenpeace, в Москве ежегодно образуется более 3 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО) и более 6 млн тонн промышленных. Если 60% последних подвергается хоть какой-то переработке на предприятиях, то как минимум 90% отходов просто гниет на свалках.
По идее, Москва не должна испытывать нехватку перерабатывающих мощностей. В столице шесть мусоросжигательных заводов, три мусороперерабатывающих завода, к концу года готовится к открытию еще один. Но работают они, мягко говоря, не в полную силу. На эти предприятия отправляется только 10% городских отходов.
Мусороперерабатывающие заводы могли бы работать гораздо эффективней, если бы в Москве действовала система раздельного сбора мусора. Последние годы такая форма сепарации и обработки успешно действует по всей Западной Европе. По мнению экологов, с помощью этой программы Москву и даже область можно привести в порядок за 3-5 лет.
Впрочем, для того чтобы запустить эту программу, потребуется оснастить весь город пунктами раздельного приема отходов. В Москве же пока функционирует всего один такой пункт. Но основная проблема идеи раздельного сбора мусора заключается в том, чтобы привить москвичам привычку выбрасывать отходы правильно. Пять лет назад в столице был запущен подобный проект. Чуть ли не в каждом районе появились баки с надписями "стекло", "металл", "пластик". Но дальше рекламной кампании дело так и не пошло.
Подмосковная свалка - крысы и зловоние
Пока в столице не работают цивилизованные системы утилизации мусора, 90% отходов скапливаются на подмосковных полигонах - специально подготовленных для быстрого и безопасного перегнивания мусора свалках. Проблем от них гораздо больше, чем пользы.
Ярким примером может служить полигон "Саларьево", который расположился недалеко от престижного Юго-Западного района столицы. Огромный курган из различных отходов, перемешанных с грунтом. Ветер разносит по окрестностям тухлый запах. Каждые несколько минут по серпантинной дороге из прессованного мусора на вершину сорокаметровой горы въезжает грузовик, набитый мусором. В день через свалку проходят 500-600 таких грузовиков. Естественно, на цивилизованный прием отходов рассчитывать не приходится, поскольку руководство постоянно обеспокоено только одним вопросом: как быстрее принять все машины. Разделение мусора тут идет естественным путем. Бомжи собирают самое ценное и продают. Остальное банально гниет.
Буквально в нескольких метрах от зловонного "объекта", по разные стороны расположились дачи и деревни. Местные жители страдают не только от непрекращающейся вони, постоянного шума двигателей автомашин и малопривлекательной картины за окном, но и от полчищ крыс. Последние, естественно, не ограничены пропускной системой полигона и свободно мигрируют со свалки в дома саларьевцев.
Кучи мусора подбираются к границам Москвы
По данным российского отделения Greenpeace, в стране настоящих полигонов, которые соответствовали бы всем требованиям, только два. Все остальные являются просто огромными кучами мусора.
По данным Департамента природопользования Москвы, за последние 10 лет в Московской области официально не отведено ни одного квадратного метра для организации полигона. В результате возникает огромное количество незарегистрированных свалок, на которые нарушены все мыслимые экологические и санитарные нормы. За их состоянием никто не следит. Поэтому с них в грунтовые воды уходит целый коктейль из вредных веществ, поступающий затем в колодцы и водоемы. А в воздух выделяется метан, который не только его отравляет, но и взрывоопасен. Наконец, такие свалки крайне пожароопасны.
Прогноз политиков и экологов не утешителен. Даже если в ближайшем будущем Москва не успеет погрязнуть под мусором собственных городских свалок, ее завалит отходами из подмосковных полигонов, которые, разрастаясь, с каждым годом подбираются все ближе к границам столицы.
Как разбираются с мусором в других странах
В Барселоне, одном из крупнейших городов Испании, раздельный сбор мусора напоминает веселую игру, в которой принимают активное участие не только дети, но и взрослые. Для каждого компонента мусора предназначен мешок определенного цвета. Наполненный мешок сдается по назначению, за что дети получают какое-нибудь лакомство, а взрослые - благодарность от властей.
В Нидерландах муниципальные власти активным участникам раздельного сбора мусора выдают купон экологической лояльности, обладатель которого имеет право на льготы при оплате жилья и коммунальных услуг.
В Швейцарии существуют 37 городских предприятий по сжиганию отходов. На них сжигаемый мусор нагревает воду и вращает паротурбины электрогенераторов. Один такой завод способен дать 10% электроэнергии городу с населением 150 тысяч человек и полностью обеспечить его горячей водой.
С июня 1996 года в Финляндии действует специальный закон, который обязывает всех финских производителей и импортеров автомобильных шин принимать от потребителей использованные покрышки. Автолюбители могут привезти "резину" любому дилеру, который отправит их в один из 150 пунктов переработки. Пошлина за переработку включена в продажную цену новых шин (для легковых машин 1,85 евро, для грузовиков - 8,30 евро с каждой машины).
В Японии из мусора, спрессованного в брикеты, делают искусственные острова. Среди туристов очень популярен искусственный остров Одайба в Токийском заливе. С него открывается красивая панорама Токио и моста Радуги, соединяющего Одайба с городом.
15 ноября жители США отмечают как день переработки отходов. В американских городах проводятся тематические социальные акции и конкурсы. Призы для этих мероприятий изготовлены из продуктов переработки бытовых отходов. Так, например, в 1998 году среди призов был дом стоимостью 200 тысяч долларов, полностью сделанный из вторичных материалов.
Рим, столица Италии, является крупным производителем бытовых отходов и мусора. По данным муниципального предприятия городского хозяйства, из итальянской столицы только в 2005 году было вывезено и утилизировано 1 млн 621 тысяча тонн мусора, что в пересчете на каждого жителя составляет приблизительно 570 кг в год.
В 1997 году в Италии был принят декрет Ронки, названный так по имени тогдашнего министра окружающей среды. Основные пункты декрета сводились к следующему: 1) предотвращение образования отходов в целом и, в частности, опасных отходов; 2) утилизация материалов; 3) утилизация энергии; 4) безопасная переработка отходов. Во исполнение декрета Римская муниципальная организация городского хозяйства АМА, насчитывающая 6 тысяч работников в Италии и 3 тысячи за рубежом, была преобразована в акционерное общество. С 1 января 2003 года в Риме ввели налог на мусор, который исчислялся уже не только по метражу жилого помещения, но и по количеству проживающих там лиц.
В 2006 году мэр Рима Вальтер Вельтрони ввел в действие мусоросжигательный завод нового поколения, позволяющий перерабатывать смешанные отходы. Новый мусоросжигательный завод дополнит уже действующий комплекс по утилизации отходов и мусора, расположенный в Рокка Ченча, на котором производится сортировка стекла, металлов и пластмасс, поступающих на предприятие в результате селективного сбора мусора и отходов в Риме и провинции. По словам мэра Рима, ввод в строй данного предприятия, способного перерабатывать 750 тонн мусора в сутки, позволит к концу 2006 года уменьшить использование свалок на 80%.
На среднестатистического гражданина Германии приходится в год четверть тонны бытовых отходов. Всего же ежегодно накапливается по стране 45 млн тонн мусора. 10 млн из них сжигается на экологически безопасных заводах. 21 млн тонн перерабатывается, превращаясь в новые упаковки и сырье для химической промышленности. 14 млн тонн уходит под землю на трех сотнях немецких свалок. Огромную выгоду для частных и государственных компаний по наведению чистоты приносит раздельное складирование населением 6 млн тонн упаковок, 2 млн тонн стекла, 165 млн бумаги и картона.
Свою незаменимую роль играет также деятельность так называемой "мусорной полиции" и жесткая система штрафов на месте за неряшливое поведение в общественных местах. В зависимости от населенного пункта и его местных законов окурок, брошенный под ноги, может обойтись от 10 до 20 евро. Жвачка, прилепленная к скамейке, - в 35 евро. А вполне еще исправные телевизор, стиральная машина или диван, тайком оставленные на обочине, - в 300 и более евро штрафа. Впрочем, такие "драконовские меры" себя оправдывают. На булыжники большинства немецких площадей и улиц можно садиться без опаски испачкать даже самые светлые брюки.