Ситуация, сложившаяся вокруг разоблачителя американских спецслужб Эдварда Сноудена, начинает удивлять некоторых российских правозащитников. Несмотря на публично озвученное желание получить убежище в России, экс-сотрудник ЦРУ и Агентства национальной безопасности не спешит подавать официальное заявление, хотя мог бы уже давно. Выбор у Сноудена небольшой, а вариантов добраться до Латинской Америки, где его могут укрыть, - еще меньше, хотя теоретически они есть, говорят эксперты.
Сноудену в настоящий момент помогает адвокат, член Общественной палаты Анатолий Кучерена, принимавший участие во встрече с ним в "Шереметьево". Он пояснил "Газете.ru", что тот до сих пор не подал запрос на получение временного убежища, поскольку получает консультации юристов по поводу особенностей этого статуса на территории России.
Коллега Кучерены по Общественной палате, руководитель организации "Сопротивление" Ольга Костина, тоже бывшая на встрече, допускает, что Сноуден попросту не знает, как нужно подавать заявление в Федеральную миграционную службу.
Сам Кучерена это, впрочем, опровергает. "Я ему разъяснил закон о беженцах, указ президента о предоставлении политического убежища, постановление правительства о предоставлении временного убежища... Я ему все разъяснил. Думаю, он примет решение буквально сегодня-завтра", - цитирует адвоката "Интерфакс".
"Проблем с передачей обращения у Сноудена не возникнет, так как в транзитной зоне есть отделение ФМС и границу пересекать не нужно", - приводит слова Кучерены РИА "Новости".
Рационального объяснения "медлительности" Сноудена нет
Вместе с тем правозащитница Светлана Ганнушкина, чей комитет "Гражданское содействие" помогает беженцам, не находит рационального объяснения тому, что Сноуден до сих пор не обратился в ФМС.
"Подготовка документов времени нисколько не занимает. Нужно просто взять лист бумаги и ручку и написать на любом языке заявление в ФМС. А затем, чтобы не покидать транзитной зоны аэропорта, Сноудену достаточно обратиться к пограничникам, объяснив им свое намерение получить убежище. В обязанности сотрудников погранслужб входят разъяснение дальнейших действий и вызов работников ФМС в аэропорт для интервью и подачи заявления, говорит правозащитница.
В принципе существуют три возможности - политическое убежище, временное убежище и статус беженца. Временного политического убежища, о котором говорил Сноуден в "Шереметьево", в России просто не существует, объясняет Ганнушкина. Самая примитивная форма защиты - временное убежище, которое дает право находиться на территории России в течение года, а также защиту от выдачи и высылки. А политическое убежище в истории России было предоставлено всего лишь раз - его получил первый президент Азербайджана Аяз Муталибов.
Безопасный маршрут до Каракаса и "шпионский" способ
Между тем и без получения статуса в России у Сноудена теоретически есть несколько вариантов, как добраться, к примеру, до Каракаса (Венесуэла). По словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, такой полет можно было бы выполнить через воздушное пространство стран, которые не будут спешить выполнять первое же требование США.
"Возможно попробовать проложить путь через Ближний Восток, через такие страны, как Сирия, через некоторые африканские страны. Несомненно, такой полет нельзя будет выполнить без посадок, так что нужно будет еще договариваться и с транзитными странами", - сказал Гусаров Business FM.
"Шпионский" способ предлагает пластический хирург Александр Тепляшин: за 1 миллион рублей бывшего сотрудника ЦРУ не узнают ни на одном пограничном посту, уверяет он.
WSJ оценила комментарий Путина: мог бы повести себя "вызывающе", но не стал
Российским властям было бы крайне желательно избавиться от присутствия Эдварда Сноудена. Накануне Владимир Путин заявил, что ситуация с беглецом пока "зависла", и напомнил, что тот застрял в "Шереметьево" не по своей воле и не по воле РФ, а из-за действий США.
"Он на нашу территорию прибыл без приглашения, он не к нам летел, он летел транзитом в другие страны", - напомнил президент. США, по его словам, сами же и заблокировали своего гражданина на российской территории и "поднапугали все другие страны, никто его брать не хочет". "Подарок такой нам, к Рождеству", - пошутил он.
Этот новый комментарий Путина, по мнению The Wall Street Journal, продемонстрировал тонкие маневры российского лидера. Приезд программиста в РФ давал главе государства возможность подтвердить свою репутацию человека, ведущего себя в отношении США демонстративно и вызывающе. Однако Путин так не поступил, поскольку в этот раз он не ищет крупного скандала с Вашингтоном, говорится в статье, на которую ссылается "Газета.ru". Подобный "коллапс отношений" поставил бы под угрозу сентябрьскую встречу Путина с Бараком Обамой - мероприятие, которое Кремль не хочет "пустить под откос".