Развитие украинского конфликта изменило расстановку сил в политической элите России: в ней увеличилась роль "силовиков-государственников" и их шефа - главы администрации президента Сергея Иванова При этом "системные либералы" терпят очевидное поражение, их лидер - премьер-министр Дмитрий Медведев - резко потерял политический вес
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Развитие украинского конфликта изменило расстановку сил в политической элите России: в ней увеличилась роль "силовиков-государственников" и их шефа - главы администрации президента Сергея Иванова
Global Look Press
 
 
 
При этом "системные либералы" терпят очевидное поражение, их лидер - премьер-министр Дмитрий Медведев - резко потерял политический вес
Global Look Press
 
 
 
На волне украинского кризиса заработал очки еще один член "Политбюро 2.0" - Сергей Шойгу
Global Look Press

Развитие украинского конфликта изменило расстановку сил в политической элите России: в ней увеличилась роль "силовиков-государственников" и их шефа - главы администрации президента Сергея Иванова. При этом "системные либералы" терпят очевидное поражение, их лидер - премьер-министр Дмитрий Медведев - резко потерял политический вес, говорится в докладе холдинга "Минченко консалтинг" "политбюро 2.0", описывающего неформальную структуру управления Россией.

Укрепление позиций Иванова связывают с началом курирования им критически важного украинского направления. В качестве признаков ослабления Медведева авторы называют удары по его финансовым союзникам (последний пример - дело Евтушенкова), потерю контроля над медиаресурсами (особенно после реорганизации РИА "Новости"), активность новых кумиров в среде самих либералов - Алексея Навального, Алексея Кудрина, Михаила Прохорова.

В докладе говорится о падении рейтинга мэра Москвы Сергея Собянина. Еще в 2013 году ему прочили возможную должность нового премьер-министра. Но столичного градоначальника подвела неубедительная победа на выборах летом 2013 года (51% против неожиданных почти 30% оппозиционного кандидата Алексея Навального) и отказ выдвигаться от "Единой России", в результате чего он растерял партийный ресурс, а нового не приобрел, приводит мнение авторов доклада "Новая газета". Аналитики отмечают, что в течение 2014 года Собянин вообще вел себя не как публичный политик, а как расчетливый региональный чиновник, не ставящий себе задачу увеличить собственную политическую капитализацию.

На волне украинского кризиса заработал очки еще один член "политбюро 2.0" - Сергей Шойгу. Прошедший год он использовал для усиления собственного неформального влияния, прежде всего, за счет эффективной операции по присоединению Крыма. "Кампания вокруг "вежливых людей" позитивно повлияла и на имидж армии, и на имидж министра обороны", - говорится в докладе. В нем также отмечается, что стремительное развитие украинской ситуации сделало Шойгу практически неприкасаемым.

Посткрымская ситуация ставит задачи внутриполитического менеджмента по конвертации высокого рейтинга президента в конкретные результаты на региональных выборах. В этих условиях за счет успешного проведения кампании по выборам президента и региональных избирательных кампаний 2012-2014 годов продвинулся первый зампред администрации президента Вячеслав Володин. За последний год он заметно усилил свое влияние на политические партии и партийно-политический процесс в целом, хотя региональные кампании осени 2014 года показали небольшое ослабление его влияния на региональные элиты. При этом важный рычаг давления Володина на региональные власти - Общероссийский народный фронт, который тоже набирает силу.

Авторы доклада считают этот год успешным и для Сергея Чемезова, главы "Ростеха". "В ситуации роста оборонных расходов" он "как основной оператор рынка ВПК нарастил свое влияние", хотя, по мнению аналитиков, несколько потерял в ключевом факторе близости к Путину.

Зато частично потерял влияние президент "Роснефти" Игорь Сечин. В связи с окончательным демонтажем тандемной схемы управления его роль как альтернативного Медведеву центра влияния внутри "политбюро 2.0" существенно снизилась, как и символически-имиджевый ресурс и уровень неформального влияния. Параллельно происходило снижение его влияния лично на Путина (фактор "близости к Путину"), а соответственно, и на силовые структуры и элиты.

Из тройки представителей бизнес-окружения Путина этот год стал особенно успешным для владельца Volga Group Геннадия Тимченко, который вовремя переориентировался на сотрудничество с Китаем. Кроме того, особо приближенными к президенту остаются председатель совета директоров банка "Россия" Юрий Ковальчук и миллиардер Аркадий Ротенберг. Для всех троих в имиджевом плане положительно сыграло попадание в санкционные списки Запада. Однако в дальнейшем, прогнозируют эксперты, их влияние будет снижаться за счет потери контактов с западными партнерами.

Структура "политбюро 2.0" изменилась

Эксперты отмечают - меняется не только расстановка сил, но и сама структура "политбюро 2.0": из-за резкого уменьшения роли Медведева и "либералов" вообще "двухполюсная модель ориентации элитных групп сменилась секторальной моделью". В основных сферах (внешняя политика, силовые структуры, энергетика) Путин расставляет нескольких сильных игроков, оставляя значительный контроль над ситуацией за собой.

В зоне особого, личного контроля президента остаются сектора ТЭК, внешняя политика, оборона и ВПК, силовые структуры. Ответственность за внутреннюю политику, социальную политику, финансовый сектор и инфраструктурные проекты распределена между членами "политбюро 2.0".

Силовая смена власти на Украине в феврале 2014 года стала серьезным ударом по стратегии Путина, констатируют авторы доклада.

Тяжелая бюджетная ситуация и замедление экономического роста потребовали создания нового управленческого контура в лице финансового триумвирата Набиуллина-Греф-Костин. Новая конфигурация, возможно, поставит точку в конкуренции за контролем над финансовым блоком, которая вошла в активную фазу после конфликта Кудрина с Медведевым и смещения Анатолия Сердюкова с поста министра обороны. Однако отдельного члена "политбюро 2.0", берущего на себя всю ответственность за государственные финансы, по-прежнему нет.

Проблемными становятся отношения центр - регионы. У последних нет ресурсов для исполнения майских указов: преуспевшие в политическом контроле губернаторы наращивают внешние заимствования, другие напрямую обращаются к центру за помощью. В новых условиях наибольший шанс на выживание для губернаторов дают выстроенные отношения с членами "политбюро 2.0". За влияние в ресурсно обеспеченных регионах идет жесткая борьба фракций.