Иван Агафонов Расул Мирзаев
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Иван Агафонов
В Контакте
 
 
 
 
 
 
В ходе несанкционированных акций памяти Агафонова 25 августа в Москве и Петербурге были задержаны более 50 человек
Reuters

Семья 19-летнего московского студента Ивана Агафонова признает, что он скончался не от удара чемпиона мира по самбо, уроженца Дагестана Расула Мирзаева, а от травмы головы при падении на асфальт, но намерена потребовать от Всероссийской федерации самбо компенсации в размере не менее 1 миллиона евро. Организацию хотят привлечь в качестве гражданского ответчика в суде, когда начнется разбирательство дела по существу, сообщил в пятницу "Интерфаксу" адвокат Агафоновых Игорь Трунов.

Он пояснил, что, по мнению семьи, спортивная федерация, которая "воспитала и обучила Мирзаева", должна понести за случившееся материальную ответственность. Точная сумма определится позднее, в нее будут включены "затраты на погребение, поминки, компенсация за утрату кормильца". "Но я исхожу из позиции Европейского суда, который считает, что жизнь человека стоит не менее 1 миллиона евро", - пояснил защитник.

В организации заранее ответили отказом. Почетный президент Международной федерации любительского самбо (ФИАС) Давид Рудман заявил на пресс-конференции: "Я не знаю, при чем здесь Федерация самбо. Если человек вступил в федерацию, это не значит, что она несет за него ответственность".

- Как Агафонов "снимал телку" и как со второго раза арестовали Мирзаева
- После ареста дагестанца радикалы нашли новую причину для погромов
- Мутко: поступок Мирзаева дискредитирует спорт и его представителей

Трунов также дал понять: тот факт, что причиной смерти Ивана, по предварительным выводам экспертов, стал не сам удар Мирзаева, а травма головы, которую он получил при падении на асфальт, не отменяет вины профессионального борца. Адвокат подчеркнул, что следствие правильно квалифицировало действия Мирзаева по более тяжкой уголовной статье - "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего" (111 ч. 4, максимальное наказание - 15 лет тюрьмы), а не "Причинение смерти по неосторожности" (109 ч. 1, максимальное наказание - 2 года тюрьмы).

"Основное количество травм спортсменам наносят не удары, а неудачное падение на пол. Мирзаев не мог не знать, что для этого ринг делается из двух слоев - амортизирующего и смягчающего. Когда он бил человека на асфальте, то понимал и должен был понимать, что произойдет, когда человек отключится и упадет", - заявил Трунов.

Сестра Агафонова Ольга высказала такое же мнение в интервью "Русской службе новостей": "Удар нужно рассчитывать. Он прекрасно знает, что его кулак - это его оружие. Он мог бы ударить в колено, мог бы по плечу его ударить. Но если человек бьет в голову, естественно, он должен понимать последствия".

Она не думает, что спортсмен хотел убить ее брата. Но обстоятельства случившегося в любом случае доказывают его вину, уверена сестра. Она придерживается версии, которую изложили ей пятеро друзей Ивана, которые были свидетелями конфликта у ночного клуба 13 августа. "Он играл с машинкой. Машинка подъехала к девушке. Ваня сказал: "Садись, прокачу". Подходит Мирзаев, спрашивает: "А меня прокатишь"? Ваня говорит: "Садись, и тебя прокачу". И тот бьет его. Вот то, что мне рассказывали ребята".

По словам Ольги, с момента смерти Ивана ни Расул, ни кто-либо другой с его стороны ни разу не обращались к его родственникам ни с извинениями, ни с предложением помощи. "Это человек, который улыбается на камеру, извиняться вряд ли захочет. По крайней мере, искренне точно", - уверена она.

"Я считаю, что за убийство человек должен сидеть. Главное, чтобы все по справедливости. Там уже суд решит", - заключила сестра погибшего.

Как Агафонов "снимал телку" и как со второго раза арестовали Мирзаева

Отметим, версия друзей Ивана отличается от того, что рассказывают очевидцы из числа знакомых Расула. По словам некоего Тимура, которого цитировал Life News, Агафонов, без сомнений, грубо оскорблял и девушку Мирзаева Аллу Косогорову, и его самого, при этом явно "работая напоказ". Во-первых, сказал своему другу, который пытался увести его, что "снимает телку", во-вторых, когда Мирзаев возразил, что это его девушка, ответил: "Ну и что, я и тебя сниму". При этом он беспрерывно продолжал катать вокруг радиоуправляемую машинку. Тогда Расул поставил на нее ногу и переспросил: "Что, снимешь?" "Да, сниму", - повторил тот, и тогда последовал удар.

Согласно материалам дела, удар был нанесен левой рукой в челюсть. При этом защита Мирзаева указывает, что "рабочая рука" у спортсмена правая, да и стоял Агафонов "под правую руку", так что удар левой в данном случае доказывает, что он не пользовался своими профессиональными навыками и намеренно бил так, чтобы не причинить тяжкого вреда. Однако молодой человек неудачно рухнул на асфальт, ударился головой и в тяжелом состоянии был госпитализирован. Спустя четыре дня он скончался в больнице, не приходя в сознание.

Адвокат самбиста Игорь Дергачев описал случившееся так: "Ситуация банальна: два человека конфликтовали. Их физические данные нельзя сравнивать. Один (Агафонов) метр девяносто, под 100 килограммов веса, другой (Мирзаев) 65 килограммов. Тот, который метр девяносто, открыто провоцирует конфликт, то есть лезет в драку, за что получает оплеуху, пощечину, пусть даже и сильную".

Мирзаев был задержан, когда сам явился в полицию с повинной, узнав о гибели Агафонова из новостей. Но виновным в его смерти он себя не считает, признавая только, что нанес телесные повреждения. За два дня защита собрала поручительства от депутатов - из народного совета Дагестана и из Госдумы, а также представителей Федерации самбо и объединения Fight's Night.

22 августа Замоскворецкий суд Москвы не стал арестовывать спортсмена и освободил его под залог в 5 миллионов рублей. Судья Ольга Дубкова решила, что Мирзаев не опасен для свидетелей и не скроется за рубеж. Однако решение было обжаловано прокуратурой. На следующий же день Мосгорсуд отменил постановление районного суда, решив, что нижестоящая инстанция отнеслась к вопросу "поверхностно" и нарушила требования уголовно-процессуального закона.

24 августа Замоскворецкий суд со второго раза санкционировал арест. Судья Юлия Новичкова огласила решение: "Суд соглашается с мнением следствия и прокуратуры о том, что Мирзаев, находясь на свободе, будет представлять угрозу обществу, а также попытается скрыться от правоохранительных органов либо окажет давление на свидетелей. В связи с этим суд приходит к выводу избрать обвиняемому меру пресечения в виде заключения под стражу до 17 октября этого года".

После ареста дагестанца радикалы нашли новую причину для погромов

Как отмечают СМИ, пересмотр дела об аресте произошел столь стремительно из-за угрозы нового бунта московской радикальной молодежи, о которой узнали спецслужбы. Они объявили, что националисты в случае освобождения дагестанца грозят устроить "вторую Манежку" и даже выбрали день - воскресенье, 28 августа, после футбольного матча "Спартак" - ЦСКА.

При этом, похоже, радикалов, желающих помахать кулаками, не останавливает тот факт, что Мирзаева все-таки арестовали - практически им в угоду. "То, что Мирзаева опять держат под стражей, не факт того, что он будет наказан и посажен в тюрьму! На месте убитого 19-летнего мальчика могли быть вы или ваши близкие", - цитирует "Фонтанка" сообщение, которое распространялось в интернете.

В ходе несанкционированных акций памяти Агафонова 25 августа в Москве и Петербурге были задержаны более 50 человек.

Адвокат Мирзаева ранее выразил уверенность, что провокаторам, которые разжигают межнациональную рознь, на самом деле совершенно не интересно, что же произошло. "Им интересен социальный конфликт, который они будут раскручивать, не вдаваясь в подробности", - подчеркнул он.

Приятель спортсмена Беслан Успанов, сам себя именующий "московским чеченцем", в своем ЖЖ обрушился на "блоггеров, ведущих деятельность по развалу России", для которых новость об этом конфликте и его роковых последствиях - "как холодный напиток в зной". "Закручивается новое дело, и некоторые силы пытаются сделать из него новую Манежку. Перевести этот инцидент в русло межнациональной розни. Ведь многие псевдопатриоты только этого и ждут", - заключил он.

Зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков в свою очередь заявил: "Если у нас накаленные отношения, и любая искра, любое происшествие способно спровоцировать обострение, то над этим надо работать. Если из-за этого Москва может взорваться, то нужно немедленно созывать совещание Совета безопасности по этой теме. Смотреть, что и где власть упустила, и устранять причины такой ситуации".