В ближайшую пятницу на конференции по безопасности в Мюнхене станет ясно, действительно ли русские решили больше не делать свирепое лицо. Однако уже сейчас можно говорить о некоторых признаках намерения России сменить внешнеполитический курс, пишет InoPressa.ru со ссылкой на итальянскую газету La Repubblica.
В качестве признаков смены курса Кремля автор статьи Сандро Виола называет решение не размещать ракеты в Калининграде, готовность дать НАТО возможность осуществлять поставки в Афганистан, осторожная позиция во время израильской военной операции в Газе. Но, чтобы можно было считать смену внешнеполитического курса реальной, требуются и другие доказательства, считает журналист: прежде всего, желание сотрудничать с западными странами с целью убедить Иран отказаться от ядерных программ.
Иными словами, лишь на Мюнхенской конференции станет понятно, действительно ли Кремль решил проводить более конструктивную внешнюю политику, делает вывод Виола.
Как еще можно объяснить неожиданную смену тона заявлений Путина, который еще три месяца назад утверждал, что мировой кризис лишь косвенно задел Россию, выздоровление которой будет самым безболезненным по сравнению с другими странами. Но в Давосе Путин уже говорил, что кризис нанес по стране сильный удар и "все мы находимся в одной лодке". Он также отметил, что, если Запад не сумеет снова встать на ноги, Россия рискует оказаться в катастрофическом положении.
Самый четкий ответ, по мнению журналиста, дает политолог Лилия Шевцова, автор двух прекрасных книг о посткоммунистической России: "Россия, задыхаясь, ищет выход из тупика, в который ее загнала политика Путина".
Путин, по словам Шевцовой, признал в Давосе, что экономический рост в последние годы был связан непосредственно с высокими ценами на энергоносители и с колоссальными кредитами западных банков. Настало время расплачиваться по кредитам: это нелегкая задача, принимая во внимание, что резервы Центробанка сократились на четверть, цена на нефть постоянно падает, как и курс рубля. Не говоря уж о социальных проблемах: автор упоминает в этой связи рост числа безработных, которым требуется выплачивать пособие, и манифестации протеста, прокатившиеся в прошлые выходные по России от Владивостока до Москвы.
На этом фоне кажутся комичными усилия, с которыми Путин стремился вновь превратить Россию в великую державу, заключает Сандро Виола. Один лишь августовский вооруженный конфликт с Грузией со всей очевидностью продемонстрировал, что российская армия еще нескоро сможет беспокоить Североатлантический альянс.
Презентация приоритетов
Открывающаяся в пятницу в Мюнхене очередная международная конференция по безопасности в этом году соберет беспрецедентное число национальных лидеров и тех, кто оказывает влияние на мировую политику.
Статус конференции, напоминает газета "Время новостей", традиционно проходящей в баварской столице в первую декаду февраля, повышался из года в год, и каждый форум имел свой знаковый отпечаток. То это были противоречия между американцами и европейцами по Ираку, то знаменитая речь Владимира Путина, то приезд-неприезд кандидата от Республиканской партии США Джона Маккейна.
В этот раз приедет не только Маккейн, давний участник мюнхенских конференций. Участие подтвердили Николя Саркози и Ангела Меркель, Дональд Туск и Хамид Карзай. Однако наиболее представительной будет делегация США: вице-президент Джо Байден, советник по национальной безопасности Джеймс Джоунс, экс-госсекретарь (и экс-советник президента по национальной безопасности) Генри Киссинджер. Речи американцев станут первыми выступлениями членов команды Барака Обамы на зарубежной площадке, и соответственно будет первое понимание внешнеполитических приоритетов нового президента.
Все четыре темы конференции плотно касаются России. Пятница - "Нераспространение, контроль над вооружениями, будущее ядерного оружия"; суббота - "НАТО, Россия, газ и Ближний Восток. Будущее евробезопасности", "Глобальные вызовы, кризис миропорядка, региональная нестабильность, Транскавказский регион и Балканы"; воскресенье - "Будущее НАТО и миссия в Афганистане".
В день начала конференции в Мюнхене Барак Обама должен внести в конгресс проект бюджетного запроса на 2010 фискальный год. Однако более любопытно обстоят дела с военным бюджетом - он поступит на Капитолий только в общем виде. Детальные же проектировки Белый Дом представит к апрелю. Это было сделано, чтобы администрация представила свое видение военных приоритетов, а не планов предшественника.
С российской точки зрения интерес могут представлять несколько целей и задач Пентагона и администрации в целом. По поводу этих задач, правда, между Белым Домом и Капитолием идет давний спор, что сделать приоритетом.
Первое - развертывание противоракетных систем, которые защитят США и их союзников от возможных запусков ракет с территории таких стран, как Иран.
Второе - окончание в декабре 2009 года Договора СНВ-1 и будущее режима нераспространения.
Третье - новые ядерные разработки, судьба ядерных арсеналов, скажем так, советских времен. Вообще будущее ядерного оружия.
В частности, напомним, что, по информации некоторых западных СМИ, президент США Барак Обама в ближайшее время предложит России синхронно избавиться от 80% своих ядерных боеголовок и сократить количество ядерных боеголовок, у США и у России до тысячи
Обама обязался сделать сокращение ядерного вооружения одной из главных задач своего президентства и первым шагом возобновить переговоры с Россией о замене Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), подписанного в 1991 году - срок действия договора истекает в декабре. В рамках этого договора, обе страны должны были сократить свои ядерные запасы приблизительно с 10 до 5 тысяч единиц с каждой стороны.
Меркель и Саркози: Безопасность - общая задача
Со своей стороны лидеры двух ведущих стран Западной Европы накануне конференции в Мюнхене решили подчеркнуть, что Россия продолжает оставаться соседом и очень важным партнером ЕС, и что "мы не вернулись во времена холодной войны". "Мы намерены восстанавливать и развивать доверительные и плодотворные отношения с Россией. (...) Но мы также вправе ожидать от России уважения к нашим нормам и правилам", - пишут в совместной статье, опубликованной во французской газете Le Monde канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози.
Прежде всего, речь идет о территориальной целостности, незыблемости границ, уважении и равенстве внутри евроатлантического пространства. Именно эти нормы и принципы, отмечают авторы статьи, привлекают страны Европы в ЕС и НАТО. "Их расширение - центральный элемент безопасности и стабильности континента", - подчеркивают они (текст на сайте InoPressa.ru).
В своей статье лидеры Франции и Германии выражают готовность обсудить предложения по безопасности, сделанные Дмитрием Медведевым, одновременно настаивая на своей приверженности уже существующим формам сотрудничества - ЕС, НАТО, ОБСЕ. "Мы призываем протянуть руку России, - пишут они. - Мы надеемся, что в ходе обсуждений возобладает конструктивный дух. Этому должно способствовать и возобновление стратегического диалога России и США".
Для выполнения задач, связанных с безопасностью, членам альянса, особенно в Европе, необходимо больше современных, эффективных и взаимодействующих военных мощностей. Также авторы статьи убеждены, что Россию необходимо привлечь к дискуссиям о противоракетной обороне для защиты от баллистической угрозы, исходящей с Ближнего Востока.
Главы государств подтверждают свою приверженность принципу контроля над вооружениями и нераспространения, выступая за сокращение арсеналов строго до уровня достаточности. Они пишут о желании создать условия для ратификации модифицированного варианта договора с Россией об обычных вооружениях в Европе. В качестве одного из путей создания таких условий авторы называют быстрое разрешение приднестровского вопроса.
Кроме того, они призывают укрепить режим нераспространения ядерного оружия, считая недопустимым получение Ираном доступа к ядерному оружию, что было бы серьезной угрозой для мира во всем мире. По их мнению, решение следует искать дипломатическим путем, и они готовы к диалогу, а также к ужесточению санкций.
В заключение Ангела Меркель и Николя Саркози пишут о том, что многие европейцы возлагают большие надежды на Барака Обаму и связанные с ним перемены, а "Барак Обама, несомненно, столь же сильно надеется на нас"; и высказывают готовность и стремление работать вместе над преодолением угроз и укреплением евроатлантической безопасности ради строительства "если не лучшего из миров, то мира, где укрепляются мир и безопасность для всех".