Российские граждане, летом прошлого года захваченные в Ливии войсками Переходного национального совета, дождались начала судебного процесса по обвинению в содействии режиму Муаммара Каддафи. Предыдущие восемь месяцев россияне наравне с товарищами по несчастью из Белоруссии и Украины содержались взаперти, даже не зная, в чем их обвиняют. Однако сейчас ситуация не лучше: условия содержания пленников крайне тяжелые, а правозащитники жалуются, что дипломаты не пытаются им помочь и "замалчивают" проблему.
"Это складское помещение переоборудовали под тюрьму, пробив в углу отверстие под туалет, поставив кровати и приварив металлические, полностью ограничивающие видимость из окон, жалюзи, - так "Газете.ru" описал условия, в которых содержатся россияне, белорусы и украинцы, юридический консультант по международным вопросам украинской компании "Правозащита" Станислав Селиванов.
- Освобожденный из плена украинец рассказал, что случилось в Ливии
По его словам, в помещении отсутствуют элементарные условия гигиены: "Купание при жаре в закрытом, не проветриваемом помещении происходит при помощи одного чайника на всех арестованных". Кроме того, по словам правозащитника, пребывание в таких условиях столь длительное время уже начало сказываться на здоровье заключенных. "Выпадают волосы, крошатся зубы от качества воды и пищи и почти у всех арестованных открылись хронические заболевания", - рассказал Селиванов.
Граждане трех бывших советских республик - всего 27 человек, работавших на совместном российско-ливийском нефтяном предприятии "Дакар" - были задержаны повстанцами в конце августа 2011 года во время боев за ливийскую столицу. Поначалу их называли снайперами-наемниками, воевавшими на стороне Каддафи. Однако позже выяснилось, что у "снайперов" не было оружия, а примерно половина из задержанных - люди пожилого возраста, едва ли пригодные к военной службе, пишет "Независимая газета".
В настоящее время в плену остаются 25 из них - двое россиян (Александр Шадров и Владимир Долгов), трое белорусов и 20 украинцев (по другим данным, 22 или 19). Еще двоих граждан Украины, включая единственную захваченную женщину, недавно отпустили на родину. Долгое время пленникам не предъявляли никаких официальных обвинений, и только полтора месяца назад в деле наметился прогресс. Первое судебное заседание состоялось в военном суде Триполи пятого апреля.
Второе заседание было проведено накануне, девятого апреля, и только тогда был зачитан текст обвинительного заключения. В телефонном разговоре с BBC Александр Шадров рассказал, что о сути возбужденного против них дела он узнал только в понедельник, а текста обвинительного заключения он пока не видел. На время заседания задержанным предоставили переводчика.
"Кое-что мы поняли, но не все, - сказал Шадров, которому в этом году исполняется 60 лет. - Одно обвинение заключается в намерении уничтожать летчиков НАТО. Второе - в сотрудничестве с режимом Каддафи". Сотрудничество заключалось, по мнению новых ливийских властей, в ремонте армейской техники.
По словам россиянина, прозвучавшие на суде обвинения относятся ко всем задержанным в равной степени. Подробностей об инкриминируемых им преступлениях россияне пока выяснить не могут. Шадров рассказал, что накануне пытался получить судебные бумаги через российского консула, но из этого ничего не вышло. Следующее заседание назначено на 16 апреля.
У дипломатов нет денег на адвокатов для россиян
Российский МИД долгое время отказывался комментировать СМИ сообщения о суде над россиянами в Ливии, как и посольство Ливии в Москве, отмечает "Газета.ru". По сути, только украинские дипломаты сразу признали факт задержания своих граждан.
"Евросоюз занял позицию наблюдателя: могут повлиять на ситуацию, но сложа руки ждут, чем все завершится. Россия, граждане которой тоже оказались в плену, дистанцировалась от проблемы. Наши дипломаты вынуждены действовать самостоятельно", - заявил "Независимой газете" руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко.
Первое подтверждение того, что в Ливии удерживаются и россияне, поступило от МИДа РФ только сегодня.
"МИД России и посольство России в Триполи в тесной координации с коллегами из Украины и Белоруссии и взаимодействии с адвокатами продолжают прилагать энергичные усилия с целью улучшения условий содержания арестованных и скорейшего их освобождения, - говорится в ответе МИДа, присланном в редакцию по запросу "Газеты.ru". - Ожидающих вердикт суда наших соотечественников регулярно посещают российские дипломаты, дополнительно обеспечивающие их продуктами питания и одеждой, а в случае необходимости - и врач посольства России".
В то же время в российском посольстве в Ливии BBC заявили, что не располагают текстом формальных обвинений в отношении задержанных россиян и граждан СНГ. А давать более подробные комментарии в посольстве не стали, заявив лишь, что делают "все возможное для освобождения".
Шадров считает, что дипломаты могли бы решить их проблему гораздо раньше. "Наверное, они ждали, когда какая-то власть тут будет, а им нужно было с командиром бригады, который нас держит под охраной, договариваться. Но они с ним не договорились или не договаривались... Не пойму я что-то", - сказал россиянин.
Он уверен, что все обвинения против задержанных граждан трех республик голословны и хороший адвокат может "легко выиграть это дело". "Сегодня подошел российский консул и сказал: "Мы здесь узнавали, адвокат на каждого требует 200 тысяч ливийских динаров (около 160 тысяч долларов). У нас таких денег нет", - пересказал разговор с представителем посольства Шадров. По его словам, раньше он не думал о таком повороте событий.
"Ремонтировать военные тягачи нас заставили под угрозой смерти"
В конце прошлой недели из плена вернулся сын Шадрова Максим, проживающий в Одессе. Он, как и отец, а также супруга, работал на ливийском нефтяном предприятии. Ранее, 14 марта, из плена отпустили его жену - Ольгу Шадрову, пишет украинское издание "Сегодня".
По словам Шадрова-младшего, на первом заседании суда в Триполи появились только 18 из задержанных украинцев - судьба еще четверых его соотечественников, одними из первых попавших в руки ливийских повстанцев, остается неизвестной.
"Если наших ребят не будут квалифицированно защищать юристы, то суд может горько закончиться. Ливийцы выдвинули очень серьезные обвинения. Их не смущает, что нет никаких доказательств нашей вины, и даже то, что большинство наших - пенсионеры. Какие из них наемники? Все больные и старые", - пояснил Шадров.
Он с супругой в один голос уверяют, что все украинцы сначала были наняты на мирную работу - как технические специалисты для обслуживания нефтяных скважин. Отец Шадрова вообще работал в Ливии часто - начинал еще в советские времена. Однако через неделю после приезда в Ливию украинцы были захвачены армией Каддафи и были поставлены "перед фактом" - или они работают на военных и им платят зарплату, обещанную нефтяной компанией, или получают пулю. Только для сестры Максима Шадрова, прилетевшей навестить родственников, было сделано исключение - женщине разрешили сразу вернуться домой.
А через месяц украинские работники попали в новый плен - на военную базу, где их удерживали, ворвались ливийские революционеры. "Это были "стихийные" повстанцы, которые не подчинялись вообще никому. Они ворвались в помещение и с порога начали размахивать оружием, крича, мол все мы уже "покойники". Когда я на арабском языке сказал, что мы мирные люди, они тут же меня "нейтрализовали", ударив прикладом по голове. А для убедительности дали очередь из автомата в потолок - пули пролетели в сантиметрах поверх голов", - вспомнил Шадров.
С первых минут повстанцы повели себя как настоящие мародеры, обобрав всех украинцев - забрали документы, деньги и золотые украшения. Из кемпинга мародеры перевезли украинцев в спортивный комплекс, где их и собирались "судить". Однако от гибели пленников, по их словам, спасло прибытие полевого командира Отмана Зиддани, перевезшего украинцев в тот барак, где сейчас в ожидании суда находятся и российские граждане.
По утверждению супругов Шадровых, обвинения полностью построены на предательской лжи одного из заложников: "Этот человек или решил выслужиться и оклеветать нас, или просто сошел с ума! Один наш из Харькова вдруг подбежал к ливийцам и начал кричать, что все мы работали на Каддафи".
"Мы оружия в руках не держали, а ремонтировать военные тягачи нас заставили под угрозой смерти", - заявил Максим Шадров. Позже один из бывших офицеров армии Каддафи, вовремя перебравшийся на другую сторону, на очной ставке узнал Александра Шадрова - видел его при бывшем лидере еще в советские годы.
Но других доказательств того, что захваченные иностранцы сотрудничали с бывшими властями, у повстанцев нет, уверяют Шадровы. А то, что супругам удалось беспрепятственно вернуться на родину, это заслуга того самого командира Зиддани, говорят Шадровы. Он, по их словам "с Максимом подружился и даже называл "сыном". Настоящего отца своего "сына" он, впрочем, не освободил.