Памятная церемония, посвященная 10-летию событий в боснийском населенном пункте Сребреница, проходит в понедельник в мемориальном центре Поточари В церемонии наравне с представителями международных организаций  принимает участие и президент Сербии Борис Тадич
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Памятная церемония, посвященная 10-летию событий в боснийском населенном пункте Сребреница, проходит в понедельник в мемориальном центре Поточари
Архив NEWSru.com
 
 
 
В церемонии наравне с представителями международных организаций принимает участие и президент Сербии Борис Тадич
Архив NEWSru.com
 
 
 
Согласно официальной версии, в 1995 году после захвата Сребреницы боснийскими сербами, за несколько дней были убиты 8 тысяч боснийских мусульман
Архив NEWSru.com

В предместье города Сребреница - Поточарах (Босния и Герцеговина) в понедельник прошли траурные мероприятия, связанные с десятой годовщиной расправы над мусульманским населением, осуществленной в период с 11 по 17 июля 1995 года бойцами армии боснийских сербов под командованием генерала Ратко Младича при участии сербских полувоенных формирований.

Согласно официальной версии, в 1995 году после захвата Сребреницы боснийскими сербами, за несколько дней были убиты 8 тысяч боснийских мусульман, что признано самым кровавым преступлением, совершенным в период военных конфликтов на территории бывшей Югославии. В то время регион находился под защитой голландского батальона войск ООН.

Открывая траурные мероприятия в Поточарах, где сооружен Мемориальный комплекс в память о погибших и без вести пропавших людях, член президиума Боснии и Герцеговины Сулейман Тихич обратил внимание на то, что войска ООН оказались неспособными защитить граждан Сребреницы.

Специальный представитель ООН Марка Брауна, в свою очередь, заявил, что "основная вина за события в Сребренице лежит на тех лицах, которые спланировали и осуществили это злодеяние". Вместе с тем, Браун отметил, что командование международным контингентом в Боснии допустило "большой просчет в оценке ситуации в Сребренице, и это будет всегда лежать на совести ООН".

Председатель Международного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ) Теодор Мерон, выступая в понедельник в Сребренице на церемонии памяти жертв массовых убийств представителей мусульманского населения, заявил, что работа МТБЮ по обеспечению справедливости и способствованию примирения в регионе окажется незавершенной, если высокопоставленные обвиняемые останутся на свободе.

В этой связи, Мерон вновь призвал обеспечить арест и препровождение Радована Караджича и Ратко Младича в гаагскую тюрьму ООН. Председатель МТБЮ заявил, что возглавляемая им международная судебная инстанция, проявляя солидарность с жертвами преступлений продолжит усилия по обеспечению правосудия и следованию основным принципам прав человека, сообщает РИА "Новости".

Президент США Джордж Буш назвал трагедию Сребреницы самым массовым убийством гражданских лиц в Европе со времен Второй мировой войны. "Массовое убийство почти восьми тысяч мужчин и мальчиков было самой жестокой резней гражданских лиц в Европе с времен Второй мировой войны и мрачным напоминанием о том, что существуют злые люди, бессовестно и без снисхождения убивающие невинных", - говорится в письменном заявлении президента США, с которым он выступил по случаю приходящейся на понедельник десятой годовщины этой трагедии и распространенном пресс-службой Белого дома.

Заявив, что США "поддерживают народ Боснии и Герцеговины", Буш выразил соболезнования в связи с годовщиной событий в Сребренице. "Мы также остаемся приверженными обеспечению того, чтобы виновные в этих преступлениях, прежде всего Радован Караджич и Ратко Младич, предстали перед правосудием", - заявил глава Белого дома.

В церемонии наравне с представителями международных организаций, президентами Албании и Хорватии, министрами иностранных дел Болгарии, Великобритании, Македонии, Нидерландов, Словении, Турции, Франции и Швеции принял участие и президент Сербии Борис Тадич, сообщает "Интерфакс".

Отправляясь в поездку, Тадич дал интервью боснийской газете "Независне новине". В нем в частности он заявил: "Я еду в Сребреницу, думая о региональном сотрудничестве и ответственности за все то, что происходило на просторах бывшей Югославии, и я внесу свой вклад в преодоление тяжелых моментов, которые пережили все народы на этих землях". По его словам, необходимо "разорвать заколдованный круг зла на Балканах для того, чтобы мы смогли стать успешным европейским регионом, а не недоразвитой провинцией".

На вопрос корреспондента газеты о том, что Тадич желает продемонстрировать, посещая Сребреницу первым из сербских руководителей, он ответил: "Я еду в Сребреницу, как президент Сербии, и этим поступком хотел бы показать, как Сербия относится к военным преступлениям, совершенным над боснийским народом, я еду отдать дань уважения невинным жертвам преступления, которое там было совершено".

В ходе траурной церемонии, продолжавшейся несколько часов, состоялось перезахоронение останков 610 боснийских мусульман, тела которых были обнаружены в братских могилах вблизи Сребреницы.

Welt am Sonntag: многие люди все еще ищут трупы своих родственников

Как пишет немецкая Welt am Sonntag, визит президента Сербии Бориса Тадича символизирует запоздалое признание вины перед родственниками погибших мусульманских мужчин и подростков.

По сей день идентифицированы останки только четверти из восьми тысяч погибших, до сих пор добровольцы и матери ищут неизвестные братские могилы. Три дня назад неподалеку от маленького города в восточной части Боснии была обнаружена новая могила, где захоронено почти сто трупов.

"Я прихожу к каждой братской могиле, в каждый морг в надежде увидеть какую-нибудь вещь из тех, что были при муже и сыне, когда я их видела в последний раз", - говорит вдова Сабахета Фейцич. Поскольку сербские солдаты в большинстве случаев закапывали могилы бульдозерами, идентификация трупов крайне затруднена, пишет Welt am Sonntag (перевод публикует Inopressa.ru).

Образ маленького городка создают престарелые женщины. Абдула Пуркович относится к тем немногим мужчинам-мусульманам, которые выжили в бойне. Во время войны Пуркович организовывал снабжение беженцев самым необходимым. Он заботился о детях, помогал матерям, обеспечивал их питанием. Работа, которая стала его спасением: тогда как тысячи мужчин, которые пытались бежать, были застрелены в лесах, организация "Врачи без границ" отправила Пурковича в сопровождении иностранных волонтеров в Тузлу, город в 40 км от Сребреницы.

Четыре года назад Пуркович вернулся в Сребреницу. "Я не мог просто так оставить то, что до войны было моей жизнью", - говорит он. Недалеко от боснийско-сербской пограничной реки Дрины в традиционно мусульманской верхней части города он открыл ресторан. "С тех пор как я здесь, мне каждую ночь снятся сны о прошлом", - говорит Пуркович. Город, окруженный с двух сторон крутыми склонами, с 1992 по 1995 год находился в осаде.

Ежедневно свистели снаряды, гуманитарная помощь почти не поступала. Когда Пуркович об этом вспоминает, он понимает, что сегодня у него все хорошо. Он при деле. Большинство беженцев из Сребреницы живут на пенсию, которая составляет всего 50 евро в месяц.

Апатия царит во всей стране. В Сараево сотни молодых людей ежедневно стоят в очереди перед немецким посольством - они ждут визу на Запад. Средняя заработная плата в бывшей югославской автономной республике ниже 300 евро, более 50% населения не имеют работы.

На этом мрачном фоне пройдет и другой 10-летний юбилей, имеющий большое значение для послевоенной страны - в ноябре будет отмечаться подписание боснийско-сербскохорватского Дейтонского мирного договора 1995 года. Люди недовольны компромиссом, на котором настояли США и ЕС, - его результатом стал раздел страны вдоль бывшей линии фронта на боснийско-сербскую республику и мусульманско-хорватскую федерацию. Боснийские сербы, хорваты и мусульмане в слабых еще государственных институтах ставят друг другу палки в колеса.

В Брюсселе говорят, что государство, разделенное по этническому принципу, еще далеко от стандартов ЕС. Просвет может наступить после того, как Сребреница вскоре получит от ООН особый статус. Однако для энергичных предпринимателей вроде Абдулы Пурковича это, заключает газета, все же сигнал, свидетельствующий о том, что возвращаться в Сребреницу имеет смысл.