В Италии сотрудники Интерпола арестовали бывшего директора по стратегическому планированию и корпоративным финансам НК ЮКОС Алексея Голубовича. Он прилетел в страну на частном самолете. Ранее Голубович был объявлен в международный розыск Генпрокуратурой РФ по обвинению в хищениях.
Как сообщило в пятницу ИТАР-ТАСС МВД Италии, финансист был задержан в среду, 10 мая, в аэропорту города Пиза, откуда он намеревался вылететь в Лондон. Задержание провели агенты итальянского управления полиции на воздушном транспорте совместно со службой международного сотрудничества МВД Италии по международному ордеру Интерпола, выданному по запросу российской прокуратуры.
- Бывших менеджеров ЮКОСа помогала разоблачать длинноногая блондинка с зелеными глазами
- Список преследуемых по "делу ЮКОСа"
Голубович занимал должности директора по планированию в МФО МЕНАТЕП и зампреда правления банка МЕНАТЕП до 1996 года. А в 1998-2000 годах был директором по стратегическому планированию и корпоративным финансам НК ЮКОС. В 2003 году Алексей Голубович уехал из России в Великобританию, где находился до последнего времени, опасаясь ареста. Ныне он занимает пост председателя совета директоров инвестиционной компании "Русские инвесторы".
По данным итальянских СМИ, Голубович, который с 2003 года постоянно проживает в Лондоне, последнее время жил на борту своей яхты "Халила", стоявшей в порту итальянского города Виареджо. В начале этого года в МВД Великобритании поступил запрос о его экстрадиции в Россию по обвинению в крупных хищениях. По предположению итальянских СМИ, теперь аналогичный запрос должен быть направлен властям Италии.
По мнению российской прокуратуры, Алексей Голубович являлся одной из ключевых фигур в деятельности структур ЮКОСа, и наряду с Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым его обвиняют в отмывании денежных средств и переводе капитала за рубеж. Как сообщает "Коммерсант", Генпрокуратура пока никак не прокомментировала задержание Алексея Голубовича. Теперь российские власти, вероятно, будут добиваться его выдачи из Италии.
Дело Алексея Голубовича было выделено из "дела ЮКОСа". Ему, в частности, вменялись в вину эпизоды по хищению акций "Апатита" и НИИУИФа, которые были и в деле Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. В ходе судебного процесса над последними в Мещанском суде свидетели обвинения упоминали имя Алексея Голубовича, говоря о том, что получали от него указания, связанные с приватизацией этих предприятий.
К расследованию деятельности ЮКОСа-МЕНАТЕПа в связи со следственным поручением Генпрокуратуры России подключились полиция и федеральная прокуратура Швейцарии, которые провели обыски в целом ряде фирм в кантонах Цюрих, Швиц, Женева и Фрибур. Следствие утверждало, что банк МЕНАТЕП после приобретения в 1995 году компании "Ависма" (единственный в России производитель титана) сбывал свою продукцию по искусственно заниженной цене контролируемой МЕНАТЕПом компании TMC Trading, а та реализовывала ее по мировым ценам. Прибыль же уходила в страны с льготным налогообложением: на остров Мэн, в Ирландию, на Кипр и в Швейцарию. Оттуда, по версии следствия, часть денег шла на счета МЕНАТЕПа в Bank of New York.
Отметим, что в конце прошлого года Голубович попытался дистанцироваться от оставшихся на свободе акционеров ЮКОСа. В интервью "Московскому комсомольцу" он рассказал, что "ряд акционеров и их адвокаты" предупреждали его о неминуемом аресте и о "проблемах, которые могут возникнуть в тюрьме". По словам Голубовича, акционеры предложили ему 25 млн долларов в обмен на обязательство о неразглашении "определенной информации". Но он не стал подписывать обязательства, которые вынудили бы его "лжесвидетельствовать или скрываться". Более того, Голубович рассказал, что его семья пережила два покушения, которые он считает акциями устрашения.
Бывших менеджеров компании помогала разоблачать "роковая женщина ЮКОСа"
Впервые скандал вокруг Алексея Голубовича разгорелся в конце 2003 года, когда перебравшаяся во Францию уроженка России некая Елена Попова-Коллонг дала французскому журналу Paris Match разоблачительное интервью. У этой женщины было, чем заинтересовать российское правосудие. На протяжении нескольких лет Елена Коллонг-Попова - белокурое, длинноногое создание с зелеными глазами - выполняла функции "фидюсьера" главы нефтяной компании ЮКОС, писала французская газета. В течение нескольких лет она являлась главой оффшорных компаний, подконтрольных ЮКОСу, и помогала оптимизировать выплату налогов.
"Более пяти лет, с 1995-го по 2000 год, я была доверенным лицом олигархов из ЮКОСа. Именно я, находясь в тени, разрабатывала секретные схемы денежных переводов, - уверяла она. - Для миллиардеров из юкосовского клана я создала около 30 оффшорных компаний во всех "налоговых раях" планеты. Я подсчитала, что через мои счета прошло около 300 млн долларов". Разоблачения Поповой-Коллонг в отношении руководства ЮКОСа прозвучали в тот момент, когда парижский суд приговорил ее к 12 месяцам тюрьмы условно, а также к выплате 15 млн евро неуплаченных налогов.
Откровения "роковой женщины ЮКОСа", как прозвали Коллонг-Попову журналисты, стали лучшим подарком Генпрокуратуре РФ. По данным французского еженедельника Paris Match, именно с обвинений Елены Коллонг-Поповой началось судебное следствие против компании Ходорковского. 4 августа 2003 года она отправила экспресс-почтой DHL около трех килограммов документации в российскую налоговую службу. "Я выложила много информации о всемогущем ЮКОСе: в частности, о том, как эта нефтяная компания была практически опустошена через размещение акций в оффшорах".
"Конечно, никогда не знаешь, как все может повернуться, но на самом деле мне нечего бояться, поскольку то, что я делала, не было криминалом. Меня не пугает российская прокуратура, меня пугает давление со стороны людей ЮКОСа и их манера работать", - сказала Коллонг-Попова.
По словам Коллонг-Поповой, в середине 1990-х годов она познакомилась во Франции с тогдашним корпоративным финансовым директором ЮКОСа Алексеем Голубовичем и его женой Ольгой. Вскоре Голубович предложил ей сотрудничество, которое продолжалось с 1996 по 2000 год, а с его супругой она работала до 2001 года.
Это сотрудничество заключалось в том, что Коллонг-Попова, по ее словам, "работала с большим количеством оффшорных компаний - примерно тридцатью или даже чуть больше", которые были зарегистрированы на ее имя в разных точках планеты, имеющих репутацию "налогового рая".
Эти компании, утверждает Коллонг-Попова, "держали акции ЮКОСа", акции "Роспрома", акции Menatep Group (Михаил Ходорковский в 1996 году являлся председателем правления ЗАО "Роспром", которое было создано МЕНАТЕПом - Прим. ред.). Через эти компании совершались различные финансовые транзакции, в том числе покупка и продажа наиболее ликвидных акций и даже целых предприятий, добавила она.
По словам Коллонг-Поповой, она "предупреждала Голубовича, что на самом деле так нельзя работать, потому что как гражданка Франции она обязана платить налоги". В итоге в 1998 году к ней явилась проверка из Национального управления финансовых расследований Франции.
В рамках начатого следствия Коллонг-Попова пыталась объяснить, что через подвергнутые проверке оффшорные компании, которыми она руководила, на самом деле проходили не ее деньги, а деньги компаний и предприятий, связанных с ЮКОСом и "Роспромом". Однако ее доводы не убедили французское правосудие, и в мае 2003 года парижский суд приговорил ее к году тюрьмы условно и различным штрафам за неуплату налогов на общую сумму 15 млн евро.
Как утверждала Коллонг-Попова, она имеет претензии к ЮКОСу "только по своему личному вопросу, и больше никаких претензий нет". В то же время она считает, что те факты и документы, которыми она располагает, могут быть использованы российскими правоохранительными органами в рамках расследования вокруг ЮКОСа.
Что делала для ЮКОСа длинноногая блондинка с зелеными глазами
Несмотря на утверждения Елены о том, что она не делала ничего противозаконного, французские и швейцарские журналисты говорят, что некоторые из ее действий уголовно наказуемы. Как писала швейцарская L'Hebdo, через нее создавались подставные фирмы, открывались оффшорные счета, обналичивались переводы, давались взятки, разорялись зарубежные акционеры.
"Через эту систему я управляла и распределяла сотни миллионов долларов между разными швейцарскими банками", - заявляет Елена. В интервью газете "Время новостей" она рассказала, что начиная с 1996 года по просьбе Голубовича стала регистрировать в оффшорах фирмы и открывать их счета в крупнейших банках Англии и Швейцарии.
На эти счета поступали средства от других оффшорных структур, которые контролировались топ-менеджерами ЮКОСа. На эти деньги Елена Коллонг покупала акции как самого ЮКОСа, так и других российских компаний. Елена утверждает, что за многими из таких сделок скрывались операции менеджеров ЮКОСа либо по "размыванию" пакетов акций предприятий, либо по выводу их основных активов во время борьбы компании с конкурентами.
Всего, по словам Елены Коллонг-Поповой, через созданные ей структуры прошло 1,2 млрд долларов, однако отчетность офшорных фирм она по просьбе Голубовича не подавала в фискальные органы, и со сделок не платились налоги ни в одной стране.
Коллонг-Попова считает, что ее бывшие партнеры из ЮКОСа - это "люди совершенно нечестные", и полагает, что происходящее с ней было, вероятно, и с другими людьми, работавшими на ЮКОС. "Я видела людей, которых просто выбрасывали из фирмы. Я могу бороться, потому что живу во Франции и за мной стоит французское правосудие", - сказала она.
По признанию Елены Коллонг, во время работы с Голубовичем она "официально" зарабатывала в среднем 15 тыс. долларов в месяц. Однако она ничуть не смущается, сообщая, что "отложила около 5 млн долларов, которые сейчас оказались заблокированными в Женеве". Свой бизнес у нее тоже был - фирма, которая торговала кофе. Но основное время она посвящала выполнению приказов.